Слово «винтажный» уже довольно давно стало популярным, а употребляют его для описания самых разных вещей. Кто-то обозначает им все довольно старые, но ещё не антикварные изделия; кто-то использует его более ограниченно и избирательно, а кто-то вообще чаще употребляет его с ироническим оттенком (например, по отношению к изношенным и потрёпанным вещам).
Чётких общепринятых требований к минимальному возрасту винтажных изделий нет; некоторые люди указывают в качестве границы 20 лет, другие – 25, а третьи – 30. Грубо говоря, почти всё, что было сделано в XX веке, уже может претендовать на звание винтажа или даже антиквариата… но это как-то странно, верно? Сколько винтажа, оказывается, у многих людей есть в домах! А может, он уже и ценным стал, этот винтаж? Нельзя ли старое барахлишко реализовать по хорошим ценам и тем самым подзаработать на новое?
К сожалению, не всё так просто. Во-первых, как отмечают некоторые люди, к категории винтажа стоит относить вещи, на которые есть спрос (причём я бы уточнил, что это должен быть спрос со стороны тех, кто может себе позволить покупку новых вещей, аналогичных по функционалу). Иными словами, поношенная масс-маркетная рубашка светло-голубого цвета середины 1990-х или 1980-х годов в категорию «винтаж» вряд ли пролезет. Это просто б/у изделие, откровенно говоря. Во-вторых, винтажная вещь всё же более или менее должна отражать эпоху и чем-то отличаться от современных изделий (на мой взгляд). Соответственно, стандартные джинсы Levi’s 501, произведённые в 1990-х годах и очень похожие на современные, я бы винтажем называть не стал.
Джинсы Levi’s 501.
Типичным примером действительно винтажных изделий являются значительно расклешённые брюки 1970-х годов. У меня есть один характерный образец: сильный клеш, крупная клетка, 100% синтетика. Эти брюки прямо-таки кричат: «мы – из 70-х!». Сейчас такие не делают, сейчас они кажутся странноватыми. Я их надевал несколько раз, но постоянно, конечно, их носить особо не хочется. С другой стороны, винтажные кашне 1980-х годов я ношу заметно чаще. Нельзя сказать, что они обладают типичным для того времени дизайном, но всё же подобные модели в современных магазинах я пока не видел. Как бы то ни было, это пример более «юзабельного» винтажа. Кроме того, к совершенно «юзабельному» винтажу я отношу два классических галстука, которые у меня есть. По современным меркам они могут показаться широковатыми (10 сантиметров), но эта ширина укладывается в классические рамки. Другой вопрос, корректно ли называть такие галстуки винтажными…
Один из имеющихся у меня винтажных галстуков.
Винтажные кашне из шерсти и шёлка.
Винтажные брюки с расклешёнными штанинами.
Является ли любая винтажная вещь поношенной (б/ушной)? Нет! Не стоит ставить знак равенства между словами «винтаж» и «б/у». Некоторые винтажные вещи находятся в состоянии mint и не имеют каких-либо следов износа. Кое-какие экземпляры даже вправе похвастать оригинальной упаковкой и/или ярлыками, и к ним применимо понятие deadstock, про которое я расскажу в отдельной статье. Скажем, упомянутые выше кашне продавались в состоянии mint. Они выглядели совершенно как новые, на них не было ни малейших признаков износа и вообще ношения. Однако и оригинальной упаковки и картонных ярлыков тоже не было (был лишь тканевый ярлык). Упомянутые выше галстуки уже явно кто-то носил до меня, и брюки тоже кто-то носил. Не очень активно, не очень долго, но следы эксплуатации можно заметить при ближайшем рассмотрении.
Вещи deadstock, конечно, встречаются редко, но всё же попадаются. Я, например, покупал посуду Royal Worcester первой половины 1990-х годов, которая была сделана в Англии, и на которой были пожелтевшие фабричные ярлыки контроля качества и ярлыки магазина. Очевидно, что её никто ранее не использовал. Другой пример – посуда Wedgwood линейки Botanical Relief (1998 год), на которой ярлыков контроля качества не было, но и следов использования тоже не было. Это состояние mint. Можно ли назвать её винтажем? Я склонен считать, что да, потому что сегодня такого рода посуда является редкостью (все декорации на ней являются объёмными и рельефными), произведена в Англии (сейчас Wedgwood очень многое делает в Азии) и к тому же относится к любопытной серии Wedgwood for Amway (звучит забавно, но это так). Спрос на неё существует и сегодня; предметы из этой линейки продаются по цене от 8 до 15 долларов за штуку (и это не фарфор, это earthenware).
Тарелка Wedgwood Botanical Relief, 1998 год.
Некоторые люди склонны, скажем так, слишком романтизировать винтаж. Например, вы можете встретить утверждения, что винтажные вещи качественнее современных, что «сейчас так не делают». Да, в среднем они действительно качественнее, но каждый случай надо рассматривать индивидуально. Скажем, кое-какая глубоко винтажная посуда именитой французской марки Bernardaud сделана на менее высоком уровне, чем современная. Винтажные пиджаки из полиэстера вряд ли заслуживают внимания. Винтажные тренчкоты Burberry иногда уступают по некоторым параметрам кое-каким современным моделям (но не делайте далекоидущие обобщения).
Другие люди, напротив, склонны несколько драматизировать винтаж, выказывая пренебрежение к вещам, которые уже кто-то использовал (или которые провалялись непонятно где несколько десятилетий). Я лично считаю, что ничего страшного в б/ушности некоторых вещей нет, но важно быть избирательным. Скажем, я никогда не буду покупать б/у обувь (на эту тему, кстати, есть отдельная статья), но в то же время не вижу ничего плохого в покупке б/у галстуков, посуды и ряда других вещей (винтажа и не только), если они находятся в отличном или очень хорошем состоянии. Со временем я опубликую статьи «стоит ли покупать б/у одежду» и «стоит ли покупать б/у посуду», которые, надеюсь, станут хорошим дополнением к статье про покупку б/у обуви, а также к статье «О том, бывает ли стиль vintage, и как носить винтажные вещи«.