В третьей статье из серии «Покупки по интернету» речь пойдёт о дополнительных расходах, с которыми вы можете столкнуться, заказав какую-нибудь вещь в зарубежном магазине. Первый пост из этой серии был посвящён нюансам с фотографиями товаров, а второй – нюансам с доставкой (второй пост очень подробный, и я рекомендую с ним ознакомиться, если вы это ещё не сделали).
Расходы, связанные с конвертацией валют
Зарубежные интернет-магазины чаще всего принимают оплату не в рублях, а в долларах США, евро, британских фунтах и других валютах. Имейте в виду, что после покупки банк может списать с вашего счёта больше рублей, чем вы ожидали. Стоит учитывать, что сумма в рублях, если она указана на сайте магазина, чаще всего приводится исключительно для того, чтобы вас сориентировать. В большинстве случаев это не точная сумма, которую спишет банк, но возможны исключения. Если цена / цены указаны только в рублях, итог указан только в рублях, то с вероятностью 99,9% банк спишет с карты именно эту сумму – копейка в копейку. Классический пример магазина, при покупках в котором с карты списывается указанная на сайте сумма в рублях – Yoox.com. Кроме того, в рублях списываются, например, деньги за покупки в магазинах, использующих сервис Borderfree.
Если рядом с ценой / ценами в рублях указаны цены в евро, кронах или ещё какой-то валюте, то банк спишет с карты рубли, но сумма списания может превысить примерную сумму, указанную магазином. Иногда она может быть меньше, но чаще она больше. Банк конвертирует евро/кроны/доллары/фунты в рубли по своему внутреннему курсу (не по курсу ЦБ и не по курсу Форекс!) и зачастую ещё добавляет комиссию (она может составлять как 1%, так и 2%… может, у кого-то бывает даже больше). В идеале вам нужно знать размер этой комиссии, а также тип курса в вашем банке, который действует для покупок в зарубежных магазинах.
Вот пример. Допустим, прямо сейчас я делаю покупку на сумму 100 фунтов. По курсу ЦБ на завтра 100 фунтов = 7967 рублей. Мой банк в данный момент продаёт фунты по 82,03. Кроме того, при конвертации валюты при покупке в зарубежном интернет-магазине он взимает комиссию 1,6%. Иными словами, 100 фунтов у него превратятся не в 7967 рублей, а в 8334 рубля. Разница = 4,6% по сравнению с курсом ЦБ РФ… или 4,1% по сравнению с курсом на Форексе (на данный момент).
Итак, банк спишет 8334 рубля за покупку на сумму 100 фунтов? А вот совсем не факт! Сразу после совершения покупки он заблокирует 100 фунтов, сконвертировав их в выписке в 8334 рубля, но на самом деле заблокированная сумма списывается не сразу. Она может списаться на следующий день или вообще дня через три. И рубли спишутся по курсу, который будет действовать на момент списания. К примеру, если банк тогда будет продавать фунты по 83,34, он спишет 8467 рублей (почти на 500 рублей больше, чем я мог ожидать в момент покупки… и чем мог показывать мне магазин, ориентируясь на Форекс-курс!)… а если он будет продавать их по 80,67, то он спишет 8196 рублей.
Таким образом, при совершении покупок с оплатой в иностранной валюте всегда лучше добавлять к цене процентов пять-шесть, если вы конвертируете цену по курсу ЦБ РФ, Форекс или по курсу, используемому магазином. Не исключены, конечно, и приятные сюрпризы, но чаще, по-моему, бывают неприятные. Ничего страшного, разумеется, но, как я иногда говорю, «мелочь, а неприятно». Тут же отмечу, что невыгодные курсы обмена некоторые банки особенно любят выставлять перед выходными и праздниками.
Если вы выбираете оплату с помощью PayPal, то у вас будет возможность выбрать обменный курс PayPal или курс банка, выпустившего привязанную к PayPal карту. Обычно курс PayPal нельзя назвать выгодным, но не отбраковывайте его раньше времени – помните, что ваш банк в итоге может сконвертировать те же доллары или евро по ещё менее выгодному курсу (но запросто может и по более выгодному).
Расходы, связанные с таможней и доставкой
Если стоимость товаров в посылке составляет менее 200 евро, вряд ли у вас будут дополнительные расходы, связанные с таможней. Впрочем, они могут возникнуть, если посылка помечена как gift, как samples, или если таможня заподозрит коммерческую партию. Если магазин пометит посылку как gift по своей инициативе, и она не пройдёт из-за этого таможню, вам придётся, весьма вероятно, потратить немало времени на её «вызволение» или же пустить дело на самотёк и дождаться возврата посылки отправителю и её отправки во второй раз.
Кроме того, возможен ещё один важный нюанс – помните о нём! Если на таможню в составе одной партии поступают посылки в адрес одного физического лица совокупной стоимостью более 200 евро, таможня их может как бы объединить и в итоге обложить пошлиной. Вот пример. Вы в магазине А захотели купить рубашку за 90 евро, пиджак за 180 евро, джинсы за 120 евро и туфли за 175 евро. Там распродажа, надо действовать быстро – и вы оформляете заказы один за другим. В итоге магазин может отправить их все разом (хотя и как разные посылки, в разных коробках), и все они попадут в одну партию, которая затем придёт на таможню…. и тут таможня может решить «объединить» все эти посылки в одну. 180+120+175+90= 565 евро, и отсюда появляется пошлина почти 55 евро, таможенный сбор 250 рублей и, к примеру, сбор за растаможку от DHL в размере 1440 рублей. Вот они, неожиданные дополнительные расходы. Совсем не факт, что всё произойдёт именно таким образом, но этот сценарий стоит иметь в виду.
Если стоимость товаров в посылке превышает 200 евро, то вам придётся заплатить таможенный сбор 250 рублей + таможенную пошлину в размере 15% от суммы превышения беспошлинного лимита 200 евро. Кроме того, в случае с доставкой такой посылки службой DHL Express вам нужно будет заплатить 1440 рублей за растаможку, а в случае доставки такой посылки службой UPS – либо 1100 рублей за растаможку (при сумме от 200 до 1000 евро), либо 3550 рублей (при сумме от 1000 евро). Fedex деньги за услуги по растаможке не просит. Почта России попросит комиссию за почтовый перевод пошлины и сбора, если вы произведёте оплату в отделении. При оплате в мобильном приложении комиссия не взимается.
Расходы, связанные с возвратом
Иногда купленные товары приходится возвращать. Причины бывают разными: не подошло по размеру или крою, совершенно не понравилось вживую, изделие оказалось дефектным, возникли сложности с доставкой или таможней… При возврате могут возникнуть расходы, связанные не только с пересылкой изделия обратно в магазин, но и с конвертацией валют. Имейте в виду, что если магазин принимал оплату не в рублях, то и возвращать деньги он тоже будет не в рублях. Помните, что я писал о конвертации ранее в этой статье? Вот при возврате будет действовать почти тот же механизм, только банк уже будет у вас валюту покупать, а не продавать её вам. А курс покупки, как известно, заметно ниже курса продажи, а также курса ЦБ РФ и Форекс.
К примеру, я возвращаю покупку стоимостью 100 фунтов, за которую у меня списали ранее 8467 рублей вместо 7967 рублей по курсу ЦБ на день оформления заказа. Допустим, что на момент проведения транзакции по возврату средств мой банк покупал фунты по 78,50. Таким образом, он мне зачислит обратно 7724 рубля (не забываем про комиссию). И в итоге на всей этой «авантюре» с неудачной покупкой я потеряю примерно 740 рублей только из-за конвертационных штучек (+ время, разумеется, +, весьма вероятно, стоимость пересылки товара обратно). Однако иногда без такой потери можно обойтись. Скажем, речь шла о туфлях. Я понял, что мне нужны такие же туфли, но на 0,5 размера больше. Магазин просто высылает мне новую пару, я оплачиваю доставку новой пары и возврат старой (если это было необходимо), и ничего на конвертации от возврата не теряю… но всё равно теряю на возврате/обмене. Впрочем, изредка попадаются магазины, которые бесплатно доставляют вещи и бесплатно забирают их обратно. Классический пример – MrPorter.com.
Стоит добавить, что при возврате покупок на сумму более 200 евро вы потеряете деньги, потраченные на уплату сборов и, весьма вероятно, пошлин.
Особо досадной может быть ситуация, когда вам нужно отослать в магазин дефектную вещь, и замены – второй такой же вещи – в этом магазине уже нет (а сам магазин проводит транзакции не в рублях). Да, магазин оплачивает доставку обратно, компенсирует стоимость доставки вещи вам, готов вернуть её полную стоимость, но на конвертации вы в итоге всё равно можете потерять несколько сотен рублей, а иногда и целую тысячу, если не больше (не говоря уже про пошлины и сборы, если вам пришлось их платить). Впрочем, и тут могут быть варианты: скажем, если вы планируете делать покупки в этом магазине в будущем, можете завести там store credit (лицевой счёт), если это возможно, а также попробовать попросить себе скидку или бонус, описав досадный случай с конвертацией валюты туда-сюда. Многое зависит от магазина. Могу сказать так: не надо стесняться, если вы в итоге потеряли по вине магазина, отправившего вам дефектный товар, действительно довольно ощутимую сумму.
Если вещь вам просто не подошла, вы можете попытаться продать её в России. Некоторые люди даже продают кое-какие изделия с выгодой для себя, но нередки случаи, когда вещь висит в продаже месяцами.
Под конец стоит отметить, что при возврате денег за утерянную почтой / курьерской службой посылку вы тоже можете понести потери из-за описанных выше нюансов с конвертацией валют.