Книга «Вино» (Ольга Бортник)

Время от времени я буду писать заметки — своего рода мини-рецензии — о различных книгах, посвященных продуктам питаниям, напиткам, одежде, обуви, технике. Уже довольно давно я публиковал заметку о «Винном справочнике» Хью Джонсона — действительно неплохой книге, которая заслуживает внимания и будет неплохим приобретением для любителей вина. Но сегодня речь пойдет о книге иного рода. Она хотя и посвящена вину, но отличается от справочника Хью Джонсона разительно. Называется коротко и лаконично — «Вино», автор — Ольга Бортник.

Забегая вперед, скажу сразу: книга эта оставляет желать лучшего и, более того, кое-какие приведенные в ней сведения некорректны. Выпускается она в двух вариантах. Один — карманный, но в твердых корочках, на неплохой бумаге, но с посредственными (хотя и цветными) иллюстрациями. Стоит эта версия порядка 250 рублей. Есть и другой вариант — большая (примерно формата А4) книга на глянцевой бумаге, изобилующая красивыми полноцветными иллюстрациями. Она обойдется вам уже порядка в 900 рублей. Но имейте в виду, что в отношении содержания это практически полный аналог компактной версии. И если 250 рублей за пособие от Бортник можно выложить, то 900 — это уже явный перебор.

Вводный раздел книги посвящен краткой истории виноделия, описанию производства вина, классификации вин и правилам дегустации. Я не специалист во всех этих делах, но явных ляпов не заметил. Начинающим любителям будет интересно. Есть даже  (в конце книги) мини-раздельчик с описанием некоторых дегустационных терминов и жаргона винных специалистов. Помимо этого, небольшая часть посвящена информации про пробки, бокалы и различные аксессуары (например, штопор).

Кроме того, книга содержит важную и в целом верную информация о том, как следует читать этикетки на бутылках вина (французского, итальянского, испанского и немецкого). Есть пояснения, переводы типичных надписей и так далее. Опять же, неплохое подспорье для начала.

А после всего это начинаются довольно унылые части про виноделие и вина отдельных стран. Схема одна и та же: краткая история, краткие характеристики основных регионов и основных сортов винограда, классификация вин страны, дегустационные описания некоторых вин, непонятно по какому образу подобранные. В разделе Франции много описаний безумно дорогих вин престижных хозяйств. Недорогим винам уделяется немного внимания, причем описания даны безотносительно производителей. Например, общая заметка относительно вина Cotes du Rhone практически бессмысленна: вино с таким названием выпускает немалое количество производителей разного уровня.

Разбираются вина Франции, Испании, Италии, Германии, Грузии, Венгрии, Болгарии и Украины. Совершенно игнорируется Новый Свет: США, ЮАР, Чили, Аргентина, Австралия и Новая Зеландия не упоминаются вообще. На мой взгляд, огромное упущение. Кроме того, в книге слишком много Массандры (особенно фотографий бутылок массандровских вин), что даже вызывает подозрения о том, что данное предприятие частично проспонсировало выпуск книги. Согласитесь, странно, когда к заметке о мадере (вообще) приводится в качестве иллюстрации бутылка массандровской, а не настоящей португальской мадеры.

Кроме того, есть и очевидные ошибки. Например, традиционная для многих ошибка в описании шампанского — мол, для его изготовления используются только три сорта винограда (на самом деле, можно использовать семь сортов, но обычно используются всего лишь три). Раздел про портвейн, мадеру и другие подобные вина удивляет: он написан с упором на украинские варианты, но не португальские. В описании вина Cotes du Rhone указан состав (пропорции винограда разных сортов) с какой-то одной бутылки, но на других он может быть другим. Помимо этого, автор не знает, что Гренаш и Гарнача — один и тот же сорт винограда, и называет Гарначу «местным (испанским) и нигде более не встречающимся сортом». И так далее.

Таким образом, данная книга может стать относительно неплохим приобретением для начинающих, но изучать ее надо критически, не доверяя безоговорочно автору. Вариант книги за 900 рублей покупать не надо, это уже будет отправка денег на ветер. В качестве подарка любителю вина книга точно не подойдет.

Кстати, Ольга Бортник — это истинный автор-универсал. Её перу принадлежат и такие произведения, как «Книга настоящих мальчишек», «Геральдика мира», «Крепкие спиртные напитки», «Всё о драгоценных камнях» и другие.