Пара английских тарелок 1990-х годов

Сегодня я нашёл у себя на компьютере несколько фотографий тарелки, которые были сделаны больше года назад. Совершенно не помню, зачем я тогда фотографировал эту тарелку, но раз уж нашёл фотографии, почему бы их не опубликовать и не дополнить комментариями?

На фото представлена тарелка английской марки Royal Worcester, сделанная в 1994 или 1995 году. Made in England, то есть английское производство. Настоящий фарфор (porcelain) – достаточно качественный, но уж явно не изысканный. Это не Meissen и не Royal Crown Derby, это тарелка среднего класса и, в общем-то, массового производства (другое дело, что массовое производство бывает разным). Она прекрасно подходит для повседневной эксплуатации, и её можно использовать в микроволновой печи и мыть в посудомоечной машине. Не стоит думать, что экземпляр на фото активно использовался все эти 25 лет: нет, он вместе со своими собратьями был приобретён несколько лет назад. Это так называемый deadstock. Другими словами, более 20 лет эта тарелка пролежала на разных складах; на ней даже была пожелтевшая заводская этикетка контроля качества.

Много воды утекло с 1990-х годов, а вместе с водой, к сожалению, утекли и некоторые английские фабрики, производившие посуду. Да, когда королева Елизавета II была значительно моложе, а принцесса Диана ещё была женой принца Чарльза, в Англии производилось гораздо больше столовой посуды, чем сегодня. Впрочем, спрос на посуду английского производства в 1990-е годы становился всё скромнее. Конкуренция со стороны марок, изготавливавших посуду в Азии, возрастала, и в самом конце XX века начался перенос производства из Англии в далёкие государства: Малайзию, Индонезию, Китай. В начале XXI века всё это дело усилилось. В частности, серьёзный удар любители классической посуды получили в 2009 году, когда легендарный бренд Wedgwood объявил о том, что с того момента будет производить в Англии лишь единичные вещи.

А ведь ещё в конце 1990-х годов у Wedgwood была коллаборация с… вы будете смеяться… с Amway. Да, с тем самым Amway. В рамках коллаборации была создана довольно оригинальная посуда с рельефной поверхностью, и все вещи этой серии были сделаны в Англии. На них стоит штамп Made in England. Это не фарфор, это earthenware (см. подробную статью про материалы для столовой посуды). Совсем не высший класс, но симпатичный дизайн, как мне кажется. На фото представлена одна из тарелок, входивших в эту коллекцию. Фото не моё, но как человек, регулярно пользующийся в том числе и этой посудой, могу сказать, что это вполне пригодный для повседневного использования вариант, и от масс-маркетной посуды наших дней он заметно отличается.

А что сейчас? Английские марки Wedgwood, Royal Doulton, Royal Albert с 2015 года принадлежат финской компании Fiskars, и почти вся их продукция делается в Азии (впрочем, у Wedgwood осталось небольшое английское производство). Royal Crown Derby всё делает по-прежнему в Англии, но это высокий класс и весьма высокие цены. Марка Royal Worcester наряду с марками Spode и Portmeirion с 2009 года принадлежит английской фирме Portmeirion, которая значительную часть ассортимента производит в Англии, но искать эту часть ассортимента надо у брендов Spode и Portmeirion, а не у Royal Worcester, потому что посуда Royal Worcester делается в Китае (может быть, за редкими исключениями). В заслугу Portmeirion можно поставить возвращение производства значительной части ассортимента Spode из Азии в Англию, но, как бы то ни было, фабрики Spode уже нет. Та посуда Spode, что делается в Англии, изготавливается на фабрике Portmeirion.

Вот такая получилась история о том, как за примерно за двадцать пять последних лет англичане лишились значительной части собственного производства столовой посуды, и как выглядели некоторые английские тарелки среднего класса 1990-х годов…

 


 

6 Replies to “Пара английских тарелок 1990-х годов”

  1. Великолепная статья получилась, очень интересно. А тарелки и в самом деле очень красивые! Несмотря на то, что дизайн у них несколько простоватый, пожалуй.

    • Рад слышать, что статья понравилась! Лично мне этот дизайн нравится тем, что он не отвлекает от еды. Тарелки с орнаментом в центральной части могут выглядеть эффектно, но мне кажется, что они плохо сочетаются с рядом блюд. Такое вот у меня мнение. Как бы то ни было, эти тарелки действительно могут показаться простоватыми на фоне изделий более высокого уровня, более тонкой работы.

  2. Вот в случае с фарфором я бы не сказал, что азиатское производство означает какое-то существенное падение качества, скорее нет. Всё-таки у них оно существует с незапамятных времён, и своих традиций они до сегодняшнего дня так и не утратили. Была какая-то просадка в Китае в середине XX века, когда качество несомненно падало, но не фатально, и сейчас всё уже восстановили. Про Японию вообще не говорю, там всё как было, так и осталось на высшем уровне. Например, мой любимый фарфор от Fukagawa-Seiji это высочайший класс. Я вот эту серию когда-то собирал, она просто замечательная, к сожалению, можно купить только из Японии, она на зарубежные рынки не поставляется.
    https://www.fukagawaseiji-shop.com/c/series/kotobukiakae

    • Азиатское производство не означает низкое качество, и в Азии делают в том числе очень качественные вещи. Однако практика показала, что при переносе производства в Азию у посуды некоторых марок качество упало. Вот, к примеру, есть пост про Spode: http://earthly-paradise.blogspot.com/2008/11/spode-goes-bankrupt.html
      И это не единственное нарекание на качество посуды Spode после переноса производства в Азию. Переносить производство в Азию можно по-разному, и результаты тоже могут быть разными.

      • Вообще да, перенести производство должно быть сложнее. Другой производитель, другие традиции, что-то своё могут делать отлично, а тут по сути требования воспроизвести чужой дизайн. А в упомянутом случае Spode еще и, судя по всему, не особенно заморочились с этим переносом — по сути, чтобы сэкономить, попытались воспроизвести рисунок на уже готовых тарелках, которые подрядчик уже выпускал, а то что они другой формы, проигнорировали. Это скорее вина самих Spode, а не азиатского производства.

  3. А еще обожаю вот эту серию Taika от Iittala, уже много-много лет что-то из неё покупаю, и вот сколько я себя помню, столько лет она делается в Таиланде. Вряд ли вообще когда-то в Финляндии её производили. На качестве это никак не отражается, оно всегда было и есть отличное.
    https://www.iittala.com/search/klevu?q=Taika