Материалы для столовой посуды

В этой статье я расскажу о материалах, из которых делается столовая посуда (тарелки, кружки, чашки, маслёнки, сахарницы, чайники, блюдца и прочие подобные вещи). Основное внимание будет уделено керамике, однако несколько абзацев будут посвящены стеклу и другим материалам.

Очень подробную статью о материалах для столовых приборов (вилок, ложек и т.д.) можно найти вот здесь.

материалы для столовой посуды

Тарелка фирмы Spode, Англия

 

Керамика (ceramic)

Основным источником информации технического характера при написании этой части статьи была книга The Great Pottery Throw Down (Liz Wilhide, Susie Hodge; London, 2017).

Наиболее доступная и распространённая керамическая столовая посуда относится к типу керамики, который в Англии и США именуют термином earthenware. Основой для неё служит мелкозернистая глина (fine-grained clay); обжиг производится при не самых высоких температурах – до 1080-1180 градусов. Earthenware – довольно пористый материал и точно не самый прочный. Он впитывает влагу, а потому часто покрывается непористой гладкой глазурью, поверхность которой напоминает поверхность стекла. Любая посуда типа earthenware является непрозрачной.

материалы для тарелок

Тарелка из earthenware от фирмы Wedgwood

В России earthenware часто называют словом фаянс, однако на самом деле фаянс (faience) – это более узкое понятие, которое в англоязычных странах традиционно употребляется по отношению к посуде, покрытой глазурью на базе свинца с добавлением оксида олова (tin oxide, tin-glazed). Поверхность у неё обычно белая и глянцевитая, часто расписанная цветными красками. Настоящие фаянсовые тарелки есть не в каждом доме.

Антикварная французская тарелка из фаянса (XVIII век)

Несмотря на то, что к категории earthenware относится множество бюджетных тарелок и чашек, изделия этого типа могут быть и весьма дорогими. Например, посуда Spode серии Woodland и Wedgwood серии Edme представляет собой именно earthenware, а стоит дорого (по крайней мере, по меркам среднестатистического покупателя посуды).

Заметка на полях: не стоит думать, что earthenware — это непременно что-то заурядное и тем более посредственное. Такая посуда может быть очень красивой, и часто она служит десятилетиями, а иногда и переходит от поколения к поколению.

earthenware чайник

Чайник из earthenware от фирмы Wedgwood (серия Edme)

Ironstone – это более редкий, плотный и прочный материал, чем earthenware. В его составе присутствует так называемый фарфоровый камень (china stone / Cornish stone), который представляет собой среднезернистый и богатый полевым шпатом частично каолинизированный гранит без железосодержащих минералов. Да-да, железа в составе ironstone нет, и такое название появилось лишь из-за того, что соответствующие вещи являются очень крепкими. Изделия из ironstone чаще всего обладают белой поверхностью (в ряде случаев расписанной); они непрозрачны и при этом тверды и прочны. В настоящее время посуду из ironstone мало кто производит, но винтажные и антикварные вещи из этого материала можно найти без проблем. Современные изделия попадаются в ассортименте американского бренда Mikasa.

Винтажная кофейная чашка с блюдцем из ironstone от фирмы Nikko, Япония

посуда ironstone

Посуда из ironstone от фирмы Mikasa, США (производство находится за пределами США)

Stoneware – ещё один довольно редкий вид керамической посуды, который более прочен, чем earthenware (кроме того, он не является пористым и не поглощает влагу). Основой для него служит крупнозернистая глина (coarse-grained clay) с коричневатым или серым оттенком; в составе присутствует так называемый грог / шамот (grog / chamotte, материал с высоким содержанием диоксида кремния и оксида алюминия / получается из обожжённой и затем измельчённой глины). Могут быть и другие добавки. Первый (бисквитный) обжиг проводится при температуре порядка 1000 градусов, второй – при более высокой температуре (до 1200-1300 градусов). Посуда типа stoneware имеется в ассортименте брендов Churchill, Fitz and Floyd, IKEA, Mikasa, Pfaltzgraff, Rosenthal, Vietri, Williams Sonoma и некоторых других. В России для обозначения stoneware иногда применяется термин «каменная керамика».

посуда stoneware

Посуда stoneware от фирмы Mikasa, США (производство находится за пределами США)

Raku (raku ware) – популярный в Японии вид керамики. Основой для raku служит белая глина, к которой примешивают грог / шамот или что-то другое, добавляющее устойчивость к скручиванию / искривлению; тальк могут добавлять для максимальной устойчивости к термальному шоку (впрочем, грог помогает и здесь). Текстура в итоге получается грубоватой. Обжиг осуществляется очень своеобразно: обжигаемую посуду быстро нагревают, а потом быстро остужают (из печи её убирают ещё раскалённой / печь, кстати сказать, является сравнительно небольшой и по форме напоминает пирамиду). Увы, в традиционной японской керамике я совершенно не разбираюсь и бренды, выпускающие посуду raku, к сожалению, не знаю.

Современная дорогая чашка raku, Made in Japan

Современные недорогие чашки raku, Made in Japan

Антикварная чашка raku, Made in Japan

Как можно заметить по фото, несмотря на добавление грога, изделия всё равно получаются, скажем так, не слишком ровными. Но если бы его не добавляли, я думаю, что там вообще было бы что-то чрезвычайно специфическое.

Классический фарфор (porcelain) ценят выше earthenware, так как из него можно сделать очень красивую, крепкую, прочную и очень долговечную посуду. Основой классического фарфора является мелкозернистая белая глина, а в составе велика доля уже упоминавшихся выше china stone и каолинита (kaolin, глинистый минерал). Железа в составе нет. Первый (бисквитный) обжиг осуществляется температуре около 1000 градусов, второй – при более высоких температурах (1240-1400 градусов). Фарфоровая посуда часто просвечивает, если смотреть сквозь неё на свет, а цвет у неё чаще всего белый (но, естественно, она нередко расписывается различными красками и украшается тончайшими слоями драгоценных металлов).

материалы для чашек

Винтажная посуда Noritake, классический фарфор, Made in Japan (нынешние изделия Noritake делаются за пределами Японии)

Фон фарфоровой посуды может быть ослепительно белым, однако его оттенок иногда варьируется от производителя к производителю. Качество фарфоровой посуды заметно варьируется. К сожалению, я не могу предоставить вам точный рейтинг, но могу сказать, например, что фарфор Noritake обычно превосходит по уровню фарфор Fitz & Floyd, а фарфор Meissen и Royal Crown Derby превосходит по уровню фарфор Noritake. Очень достойную посуду из фарфора делают во Франции – наиболее известны фирмы Bernardaud и Haviland.

французский фарфор

Фарфоровая посуда Bernardaud, Made in France

Где посмотреть фарфор европейских, японских и американских производителей в Москве?

  • Meissen, Haviland, Richard Ginori — в магазине Bosco Casa в «Петровском Пассаже», а также в «Доме фарфора»
  • Bernardaud — в ЦУМе
  • Dansk, Lenox, Noritake, Portmeirion, Rosenthal, Royal Crown Derby, Royal Worcester, Spode — в «Доме фарфора»
  • Villeroy & Boch — в фирменных монобрендовых магазинах
  • Royal Albert, Wedgwood и другие бренды (включая уже упомянутые выше, даже Haviland и Meissen) — в шоу-руме Reywood или магазине posudamart
  • Royal Doulton — в шоу-руме Reywood
  • Churchill, Mikasa — в магазине posudamart
  • Это лишь некоторые магазины! Есть и другие!
  • Не спешите делать покупки, пока не сравните цены в России с ценами в западных странах (однако учтите, что стоимость доставки может быть ОЧЕНЬ высокой)

Мнение, согласно которому на нижней части фарфоровой вещи всегда есть какая-то шероховатость из-за отсутствия глазури, является ошибочным. Фарфоровая вещь может полностью покрываться глазурью. Кромка посуды типа earthenware, однако, глазируется почти всегда, потому что earthenware без глазури впитывает влагу. Попробовать отличить фарфор от earthenware можно, посмотрев сквозь изделие на источник света и пошевелив с другой его стороны пальцами. Фарфор часто просвечивает, earthenware – нет. Однако имейте в виду, что просвечивать может и стекло, иногда весьма напоминающее фарфор (впрочем, стекло ощущается по-другому, однако новичок может и ошибиться).

Современный сервиз из классического фарфора от фирмы Noritake (Made in Sri Lanka, Made in Philippines)

тарелка Royal Doulton

Тарелка из классического фарфора от марки Royal Doulton (обычно азиатское производство)

Костяной фарфор (bone china) отличается от обычного фарфора большей лёгкостью и большей прозрачностью. Изделия из костяного фарфора могут казаться очень изящными, элегантными и хрупкими, однако если материал качественный, то они крепкие и выносливые. В составе классического костяного фарфора присутствуют костяной пепел (bone ash), глина и уже упоминавшийся выше «фарфоровый камень» (china stone / Cornish stone). Традиционная британская пропорция: 50% костяного пепла, 25% глины, 25% фарфорового камня. Обычно используются коровьи кости (cow bone). Иногда для достижения максимальной белизны добавляется хлорид кобальта (cobalt chloride). Первый (бисквитный) обжиг осуществляется при температуре 1220-1260 градусов, второй — при температуре до 1080 градусов.

столовая посуда - костяной фарфор

Посуда из костяного фарфора от фирмы Wedgwood

Многие производители костяного фарфора сегодня применяют не настоящий костяной пепел, а альтернативные (синтетические) компоненты. Чем выше доля костяного пепла в составе, тем выше качество. Так, например, компания Noritake создаёт костяной фарфор, состоящий из костяного пепла не менее чем на 30% – и утверждает, что некоторые производители кладут куда меньше костяного пепла (иногда всего 5%). Фирма Royal Crown Derby, которая выпускает изделия более высокого уровня, чем Noritake, создаёт костяной фарфор, который состоит из костяного пепла на 50%. Таким образом, в высококачественном костяном фарфоре доля костяного пепла составляет от 30 до 50%. Другое дело, что многие производители техническую информацию подобного рода не сообщают.

Часть сервиза из костяного фарфора от фирмы Royal Crown Derby (Made in England)

Важный нюанс: костяной фарфор – это именно bone china, в то время как словом china иногда обозначают и другие керамические материалы. Термин fine china изредка используется для обозначения классического фарфора (porcelain). Термином new bone china называют фарфор с синтетическим заменителем костяного пепла (но в то же время использование производителем или продавцом термина bone china  ещё не означает, что в продукте есть именно настоящий костяной пепел). Кроме того, стоит добавить, что для обозначения костяного фарфора иногда используют термин English porcelain.

В некоторых статьях и описаниях встречается информация о том, что костяной фарфор – самый прочный, намного прочнее классического фарфора. Однако есть и утверждения, согласно которым прочность классического фарфора не особо отличается от прочности костяного фарфора. На мой взгляд, оба варианта заслуживают внимания (при хорошем качестве исполнения, разумеется). Лично я специальные тесты прочности, конечно, не проводил, но в то же время по опыту могу сказать, что костяной и классический фарфор действительно прочнее, чем earthenware / фаянс.

чайник костяной фарфор

Чайник из костяного фарфора от марки Royal Worcester (обычно азиатское производство)

Подходят ли классический и костяной фарфор для повседневного использования? Да! И подходят лучше, чем earthenware / фаянс (благодаря большей прочности).

Нет ли у классического костяного фарфора какого-либо специфического запаха? Нет! Ни по виду, ни по запаху человек несведущий не догадается, что в составе такого фарфора есть немало костяного пепла.

 

Особенности глазури и содержание вредных компонентов

Керамическая столовая посуда покрывается глазурью. Я здесь не буду разбирать варианты составов и технологии, а лишь отмечу, что в глазури и красках могут содержаться вредные вещества. Скажем, очень долгое время при изготовлении глазури для посуды использовались соединения свинца. О содержании свинца в посуде я уже опубликовал подробную статью, и рекомендую с ней ознакомиться в том случае, если у вас есть старая посуда (> 40 лет), если вы собираетесь покупать старую посуду или посуду ручной работы от небольших производителей.

Несмотря на то, что современная посуда в целом безопаснее старой, некоторые мастера до сих пор применяют достаточно вредную глазурь и вредные краски. При регулярном использовании такой посуды это иногда приводит к тяжёлым последствиям – например, к отравлению свинцом (подробнее см. упомянутую выше статью). Современная керамическая посуда от подавляющего большинства крупных европейских и американских производителей безопасна и подходит для ежедневного использования. С керамической посудой от маленьких фирм (особенно из развивающихся стран), а также с антикварной или глубоко винтажной посудой могут быть проблемы. Если вы не уверены в том, безопасна ли она, и не можете получить соответствующую информацию, используйте её лишь для декоративных целей или используйте редко (и не давайте её детям). Ещё один вариант – регулярное использование, например, в качестве тарелочки для косточек из рыбы, оливок, винограда и т.д., в качестве миски для конфет или печенья в обёртках и т. п.

антикварная посуда

Антикварная чашка Schumann Bavaria, Made in Germany (этот бренд уже не существует)

Для полноты картины добавлю, что некоторые старые тарелки, чашки и тому подобные вещи содержат уран и являются радиоактивными. Подробнее об этом читайте в отдельной статье; тут я лишь отмечу, что посуда со значительной радиоактивностью – это всё-таки очень большая редкость.

радиоактивная миска

Радиоактивная миска Fiesta Red (винтаж), США

О том, как ухаживать за винтажной и антикварной посудой, читайте здесь.

 

Металлические элементы на керамической посуде

Я уже подробно рассказывал в отдельной статье об украшении посуды драгоценными металлами. Здесь отмечу, что для украшения используют золото и платину – или, если точнее, металлы платиновой группы. Слой драгоценных металлов очень тонок, но в то же время в зависимости от производителя его толщина может значительно варьироваться. При грамотном уходе металлические элементы на высококачественной посуде сохраняют отличный вид очень долго. Такую посуду можно использовать ежедневно и порой даже мыть в посудомоечной машине, но вот для микроволновых печей она не подходит.

На всякий случай добавлю, что общий вес драгоценных металлов на отдельно взятом изделии столь мал, что любые методы извлечения этих металлов с поверхности оказываются нерентабельными.

тарелка платиновый ободок

Фрагмент платиновой отделки на современной тарелке из классического фарфора (Noritake, Made in Sri Lanka)

миска золотой ободок

Золотая отделка на глубоко винтажной фарфоровой миске (Bernardaud, Made in France)

тарелка фарфоровая

Золотая роспись на современной тарелке Royal Crown Derby из костяного фарфора (Made in England)

 

Ручная роспись и другие техники декорирования

В наши дни всё ещё производится посуда, расписанная полностью вручную. Цены на неё могут быть как чрезвычайно высокими (если речь идёт о западноевропейском производстве и известных марках), так и умеренными (например, в случае с африканским или азиатским производством). Однако при покупке расписанной вручную посуды обращать внимание стоит не только на цены, но и на общий уровень исполнения, технические детали, материал. Скажем, в Марокко вы можете приобрести недорогую керамику с ручной росписью, но роспись эта иногда выглядит небрежно и вызывает в памяти название мультфильма «Тяп-ляп, маляры» (не говоря уже о других мелких недостатках). Хотя в этом бывает особый шарм… но не забывайте про химические нюансы – если вы не уверены в том, что посуда безопасна, используйте её очень ограниченно / редко (см. выше). (В скобках добавлю, что марокканская посуда может быть сделана и расписана весьма аккуратно).

Вручную расписанная керамика из Марокко

Разница в уровне исполнения недорогой марокканской посуды ручной работы и, например, посуды от немецкой мануфактуры Meissen очень велика… но и цены у того же Meissen совсем другие (я бы сказал – безумно высокие, если речь идёт именно об изделиях, расписанных вручную). 

Мастер на мануфактуре Meissen расписывает тарелку вручную (все изделия Meissen делаются в Германии)

Каким же образом появляются орнаменты на всей остальной посуде, которая вручную не расписывается? Их могут наносить, например, при помощи деколи (decal) – «переводной картинки»; этот способ (transfer printing) активно применяли ещё в XIX веке. В англоязычных странах для обозначения соответствующей посуды используется термин transferware. Даже дорогие и качественные изделия из фарфора могут относиться к категории transferware. Если вас интересуют детали процесса, посмотрите вот это видео и вот это.

Первое видео: обратите внимание на слова в районе 13:05-13:20. Изображение с помощью переводной картинки там наносится на «бисквитный» фарфор, который получается после первого обжига. На пути к конечному продукту будет ещё одна важная стадия — второй обжиг, в процессе которого изображение будет прочно «впечатано» в тарелку и залито прозрачной глазурью. Эта стадия на данных видео не демонстрируется, но её можно увидеть вот тут, где показан (вкратце, в общих чертах) современный процесс производства посуды на английской фабрике Portmeirion, где изготавливается сегодня большая часть ассортимента Spode (с 2009 года бренд принадлежит группе Portmeirion). Обратите внимание на современную машину для нанесения орнамента на тарелки (1:30-1:40). Оригинальная фабрика Spode, показанная на первых двух видео, к сожалению, не работает уже более десяти лет.

Орнамент может наноситься на фарфор как после первого обжига, так и после второго обжига (то есть на фарфор, уже покрытый глазурью). Во втором случае после нанесения орнамента осуществляется ещё один обжиг при сравнительно низкой температуре (для «закрепления» изображения). Есть и третий вариант — нанесение орнамента на «бисквитный» фарфор, уже покрытый «сырой» глазурью (разумеется, после этого осуществляется второй обжиг). У всех вариантов есть свои минусы, плюсы и особенности (и это тема для отдельной большой статьи).

блюдо фарфоровое

Антикварное блюдо Schumann Bavaria из фарфора, украшенного с помощью техники transfer printing (деколь) (Made in Germany)

Иногда декорирование керамической посуды производится с помощью трафаретов; соответствующий процесс называется stencilling и применяется с XVII века. Трафареты вырезаются из бумаги и закрепляются на изделии, затем кистями, которые держат под определёнными углами, умело наносится краска. Трафареты могут быть небольшими – иногда они закрывают лишь малую часть изделия, как, например, показано вот в этом видео (там же, кстати, демонстрируется и техника screen printing (= трафаретная / экранная печать), которая тоже порой используется при декорировании керамики / она была изобретена в начале XVIII века, но в мир керамики вошла только в XX веке).

Наконец, для декорирования керамики изредка используют губки с красками (и говорят, что эта техника – sponge printing – появилась на Крите ещё четыре тысячи лет назад). Посуду, которую украсили таким образом, иногда именуют термином spongeware. В ассортименте бренда Tory Burch есть немало соответствующих изделий.

декорированные вручную кружки

Кружки Tory Burch, декорированные с помощью техники sponge printing

 

Декорирование другого рода: рельеф посуды

Некоторые изделия из керамики отличаются обилием дырок (такие вещи обозначают термином pierced / «проколотые», «пронзённые»), а другие — рельефными выпуклыми или вогнутыми орнаментами (зачастую неокрашенными).

тарелка из earthenware с узором

Винтажная тарелка Wedgwood с рельефными орнаментом (Earthenware, Made in England / но сегодня посуда Wedgwood в основном производится за пределами Англии / обычно в Индонезии)

миска с дырками

Антикварная фарфоровая миска Schumann Bavaria с обилием дырок/отверстий (Made in Germany)

 

Стекло (glass)

В настоящее время в продаже представлена разнообразная столовая посуда из стекла – не только бокалы и стаканы, но и миски, тарелки, блюда. Иногда такая посуда очень похожа на фарфоровую – белая, просвечивающая, с гладкой блестящей поверхностью. Впрочем, знаток, скорее всего, сразу отличит «фарфороподобное» (по виду) стекло от настоящего фарфора. Для большинства потребителей, впрочем, столь небольшие отличия не являются важными – а если принять во внимание цену, то становится понятно, почему столовая посуда из стекла сегодня столь популярна (впрочем, некоторые тарелки и другие изделия из стекла бывают очень дорогими).

стеклянные тарелки Luminarc

Тарелки из стекла от фирмы Luminarc (Made in France / но не вся посуда Luminarc делается во Франции)

Качественная стеклянная посуда является долговечной и довольно прочной; она проста в уходе и в большинстве случаев подходит для использования в микроволновой печи и мытья в посудомоечной машине. Её дизайн сегодня бывает очень разным, но в то же время тут есть ограничения, так что фарфор явно ещё долгие годы будет пользоваться значительным спросом. Стеклянные тарелки и миски вряд ли окажутся оптимальным выбором для тех, кто ищет изделия с наиболее традиционной или изысканной внешностью, но они обычно нравятся тем, кто любит минимализм, простоту, а также современный дизайн.

Если говорить о брендах, то качественную и не слишком дорогую стеклянную посуду можно купить во многих гипермаркетах, интернет-магазинах и порой даже в супермаркетах – одним из ведущих её производителей является французская фирма Luminarc, широко представленная в России. Помимо этого, разнообразная посуда из стекла продаётся в гипермаркетах ИКЕА. Есть и другие бренды, конечно – например, Bormioli (Италия), Glass & Co. (Австрия), Nachtmann (Германия), Pasabahce (Турция), Riedel (Германия), Spiegelau (Германия), Zafferano (Италия), Zalto (Австрия). Цены варьируются сильно, но и уровень исполнения бывает разным. Скажем, продукция Pasabahce стоит недорого, но это не Spiegelau по уровню и тем более не Zalto (но учтите: взаимосвязь между уровнем и долговечностью бывает очень сложной… и те же бокалы Zalto, весьма вероятно, прослужат меньше, чем бокалы Pasabahce).

Возможно, вас заинтересует статья о том, как выбрать бюджетные бокалы для вина.

посуда из стекла

Стеклянная посуда Luminarc

Стекло сегодня окрашивают в огромное количество оттенков, а иногда дополняют и разного рода узорами, включая авангардные. Высоко котируется муранское стекло (murano glass), которое изготавливается на острове Мурано в Венеции. Изделия из него бывают как вполне обычными на вид, так и своеобразными. Любители оригинальных вещей могут обратить внимание на вещи из муранского стекла в технике millefiori, которые выглядят очень пёстро и неординарно (вот видео, по которому можно понять технологию их производства). Изделия из муранского стекла сегодня можно купить не только лично в Италии, но и по интернету либо в одном из российских магазинов (правда, по весьма солидным ценам / изделия муранских марок Seguso и Nason Moretti можно посмотреть в московском магазине Bosco Casa).

Статья про музей стекла на Мурано и про сам остров.

Тарелка Antica Murrina, техника millefiori, Made in Italy (муранское стекло)

Стакан Nason Moretti, Made in Italy (муранское стекло)

Добавлю, что характеристики стекла и посуды из него зависят от особенностей состава (компонентов и их пропорций). Spiegelau, например, выделяет три типа стекла, используемого для посуды: обычное стекло, хрустальное и настоящий хрусталь (с оксидом свинца). Подробнее о различиях и особенностях читайте на их сайте. Понятно, что «каждый кулик своё болото хвалит» (Spiegelau в данном случае — своё хрустальное стекло), но в целом, на мой взгляд, наличие такого рода информации и аргументации на сайте бренда — это плюс в пользу его продукции. У Spiegelau, кстати, рассказано ещё и про особенности производства — так называемый Platinum Glass Process, благодаря которому удалось добиться внушительной долговечности посуды. Вообще, как я считаю, бокалы и стаканы Spiegelau — очень хороший вариант в своём ценовом сегменте, и если вам надо «ехать, а не шашечки», то вряд ли стоит платить больше за посуду Riedel, Zalto и ещё более дорогих марок типа Baccarat…

Бокал Spiegelau, Made in Germany

Изделия из стекла могут быть машинной работы, ручной работы (hand-blown, mouth-blown) и комбинированной работы (машинной + ручной). Конечно, у сделанных вручную экземпляров есть особый шарм, и они могут быть эстетически более привлекательными, но в то же время практических преимуществ у них почти нет (к их числу можно отнести / в некоторых случаях / меньший вес, но вряд ли разница станет для кого-то критической). Бокалы и прочие вещи из стекла машинной работы могут быть долговечными и стильными. Стоят они (при прочих равных) заметно дешевле, чем их собратья ручной работы, а прочность у них бывает более высокой (иногда — гораздо более высокой).

декантер Riedel

  Декантер Riedel, Made in Austria, ручная работа

бокалы из выдувного стекла

Бокалы и декантер Zalto, ручная работа, Made in Austria. Очень тонкие, лёгкие, дорогие, изящные и деликатные… кому-то это может показаться странным, но их рекомендуется мыть в посудомоечной машине (разумеется, с соблюдением ряда правил), потому что при ручной мойке их легко разбить. Они очень хрупкие! Однако не делайте обобщения раньше времени, потому что стекло ручной работы бывает  и заметно менее деликатным.

 

Хрусталь (lead crystal)

Если вы думаете, что хрустальную посуду делают из горного хрусталя, то сильно ошибаетесь. Её изготавливают из специального стекла со свинцом в составе (доля оксида свинца (II) в классическом хрустале (lead crystal) составляет 24% или более (вплоть до 40%), если ориентироваться на британские нормы). Свинец позволяет сделать стекло очень прозрачным и красивым, играющим и переливающимся на свету. Кроме того, свинец положительно сказывает на прочности изделий, но при этом увеличивает их массу (именно поэтому некоторые хрустальные вещи оказываются очень тяжёлыми).

сахарница хрусталь

Винтажная сахарница из классического хрусталя со свинцом

Если оксида свинца в составе меньше 24%, но он всё-таки есть, то соответствующее стекло могут называть хрустальным (crystal glass). Оно обычно выглядит менее эффектно, но всё равно может быть и красивым, и прочным. Если свинца в составе нет, то это либо обычное стекло, либо так называемый crystalite или crystalline, напоминающий внешне свинцовый хрусталь, но при этом не содержащий свинец. При этом слова crystal glass порой тоже используются для обозначения материала, в котором оксида свинца нет. Классический хрусталь со свинцом (lead crystal) иногда могут назвать просто crystal.

Важный нюанс: разные люди и фирмы могут по-разному понимать разные термины + в разных странах есть разные обычаи и нормативные акты, так что если речь заходит о каком-то хрустале, в разговоре или описании фигурирует слово crystal или его производное, постарайтесь точно выяснить, что же такое вам хотят продать, есть ли в нём свинец, и если да, то какова его доля. Я не исключаю, что кто-то называет словом crystalline материал, в котором довольно велика доля свинца, и точно знаю, что кто-то (Spiegelau, например) использует словосочетание crystal glass для обозначения продукта, в котором свинец вообще отсутствует (но там могут быть оксиды других металлов – в случае со Spiegelau crystal glass их доля равна 25%, из которых 15% приходятся на долю щелочных металлов – в частности, калия).

Стакан и бокал из хрустального стекла без свинца, но с оксидами других металлов в составе (бренд Spiegelau)

Среди производителей, выпускающий хрусталь без свинца в составе, особо стоит отметить немецкий бренд Schott Zwiesel, который применяет оксид титана и оксид циркония для увеличения прочности своей продукции. Разработанный Schott Zwiesel материал запатентован и зарегистрирован под торговой маркой Tritan.

Посуду из классического хрусталя со свинцом (lead crystal) не следует использовать для длительного хранения напитков (особенно спиртных). Она не подходит для детей и при активном частом использовании может оказывать негативное влияние на здоровье взрослых (так, не рекомендуется ежедневно пить вино из хрустальных бокалов). Подробную статью о свинце в посуде и его негативных воздействиях вы можете найти вот тут.

Некоторые марки, выпускающие посуду из классического хрусталя со свинцом: Ajka Crystal (Венгрия), Baccarat (Франция), Cumbria Crystal (Великобритания), Dartington и Royal Brierley (Великобритания), Godinger (США), Lalique (Франция), Preciosa (Чехия), Reed & Barton (США), Saint-Louis (Франция), Steklarna Rogaska (Словения), Waterford (Ирландия), Williams Sonoma (США), Гусевской хрустальный завод (Россия). Не вся продукция в ассортименте этих марок может быть сделана из настоящего хрусталя.

Некоторые марки прекратили применять оксид свинца сравнительно недавно, и в некоторых источниках они ещё указываются как производители классического хрусталя. Среди таких брендов стоит отметить Riedel (Австрия, полностью перестали использовать свинец в 2015 году) и Swarovski (Австрия, полностью перестали использовать свинец в 2012 году).

хрустальные стаканы

Хрустальные стаканы фирмы Baccarat (Made in France)

 

Другие материалы

Иногда столовую посуду делают из дерева (wood), бамбука (bamboo), металла (metal) и даже натурального рога (horn). Одноразовая посуда изготавливается из бумаги, картона, пластика. Конечно, и у таких вариантов есть поклонники, но особое предупреждение следует высказать относительно посуды из рога: она пахнет. Если вы решили обзавестись такими изделиями, начинайте с малого и продолжайте лишь в том случае, если приобретённое изделие вам действительно понравится. Большой ассортимент вещей из натурального рога есть у британского бренда Abbeyhorn.

Кружка из натурального рога от фирмы Abbeyhorn (Made in England)

Добавлю, что я бы не стал покупать деревянную посуду у малопонятных и сомнительных фирм, потому что используемые ими материалы (в частности, лак) могут быть не предназначены для контактов с пищевыми продуктами…. или просто могут оставлять желать лучшего в плане безопасности для здоровья или долговечности. Деревянная посуда от более или менее крупных или просто внятных (скажем так) фирм должна быть безопасной. Очень желательно, чтобы у бренда была хорошая репутация.

Если говорить о материалах, то особого внимания заслуживает посуда из оливы (olive wood), которую делают в средиземноморских странах (от Франции до Туниса и Греции). Перед покупкой внимательно осмотрите изделие на предмет наличия трещин и других дефектов. Узнайте, как ухаживать за выбранной вещью, есть ли какие-то ограничения по использованию. Обратите внимание на конструкцию: сделана ли вещь из одного куска дерева или из нескольких соединённых / склеенных кусков? Первый вариант, естественно, лучше.

Миска из оливкового дерева

Кроме того, в продаже сейчас встречается деревянная посуда из тропической акации, сделанная в Азии. Она порой тоже выглядит симпатично, а стоит не слишком дорого (хотя и дешёвой её не назовёшь). Миски из бамбука, которые есть, например, в ИКЕА, мне в визуальном плане нравятся меньше.

бамбуковая миска

Миска из бамбука (IKEA)

Перед покупкой посуды из металла на всякий случай уточните, подходит ли она для использования по прямому назначению (некоторые вещи предназначены для декорации или для хранения продуктов в обёртках, например). Узнайте, из какого материала сделана вещь, как обработана её внутренняя часть. Покупать посуду из алюминия я бы не стал, а вот нержавеющая сталь у меня опасений не вызывает (однако имейте в виду, что качество её варьируется — см., например, эту статью). Посуда из чистого серебра 925 пробы (sterling silver) стоит очень дорого, но зачастую выглядит эффектно… впрочем, серебро имеет кое-какие недостатки, указанные в статье про материалы для столовых приборов; там же было рассказано и про нюансы, связанные с изделиями с серебряным и золотым покрытием.

Винтажный соусник Reed & Barton, серебро 925 пробы