Продолжаю серию небольших статей о выдающихся модельерах. Ранее я уже писал о Коко Шанель и Ив Сен Лоране, теперь расскажу о куда менее известном в наши дни человеке — Жане Пату. Сейчас бренд Jean Patou переживает не лучшие времена и выпускает только духи и туалетную воду. А в первой половине XX века он был одним из ведущих модных домов.
Жан Пату родился в Париже в 1887 году, детство его прошло в Нормандии. Отец Пату был преуспевающим кожевенником, а дядя владел меховым ателье, так что в средствах для развития своего дела Пату не особенно нуждался. Уже в 22 года он открыл собственный магазинчик одежды в Париже, через некоторое время закрыл его, открыл вновь, снова закрыл, и лишь в 1914 году, взявшись за дело максимально основательно, основал собственный бренд — Jean Patou. Нечего и говорить, что Первая мировая война существенно помешала его планам; Пату ушёл на фронт, где воевал все пять лет войны.
Лишь в 1919 году он вновь приступил к разработке одежды, а в 1924 году создал широко известный в своё время логотип из собственных инициалов. Тогдашняя американская пресса называла Пату самым элегантным человеком Европы, его костюмы всегда были строги и безупречны. И тем не менее одной из основных его заслуг считается изобретение и популяризация спортивной одежды — не спортивных штанов с кроссовками, конечно, а скорее того, что мы сейчас называем словами casual clothing. Он стал первым, кто создал повседевную одежду, порой соединяя в ней удобство с роскошной отделкой.
Жан Пату был не из тех, кто обожал шокировать общественность; он придерживался умеренных взглядов на дизайн одежды и заявлял, что его девиз — «Эволюция, а не революция». Одежда Пату была практичной и, что важно, она создавалась не для того, чтобы служить своим владелицам лишь один сезон. Впрочем, это — отличительная черта «политики» всех модельеров старой закалки.
Одежда Пату уже к началу 1920-х годов завоевала огромную популярность среди парижанок. Во второй половине 1920-х годов он создал целый ряд серий одежды, предназначенной для занятий различными видами спорта: теннисом, гольфом, верховой ездой, парусным спортом и т.д.
В 1925 году Пату — одним из первых модельеров — выпустил серию духов; сначала в неей было только три аромата. Один из них предназначался для блондинок, второй — для брюнеток, третий — для рыжеволосых дам. В 1928 году выши первые в мире духи унисекс от Пату, а в 1930-м году — одни из самых дорогих в мире — духи Joy, которые Пату отправил в знак признательности самым ценным клиенткам. Кстати, парфюм — то единственное, что ещё производится под брендом Жана Пату (изготавливает эти духи, правда, американская корпорация Procter & Gamble).
Пату не изобрёл каких-либо абсолютно новых предметов одежды (кроме, вероятно, вязаных купальных костюмов), но он активно популяризовал и модернизировал уже существовавшие: кардиганы (в том числе без рукавов), джемперы, пуловеры, свитеры. Кроме того, он создавал укороченные платья и юбки (выше колена — по тем временам действительно что-то необычные). Целью Пату было создание красивой и элегантной одежды, которая не сковывала бы движения и позволяла свободно двигаться, которую можно было бы надеть в любое время суток и которая была бы максимально утилитарной.
Умер Жан Пату в 1936 году. Женат он никогда не был, соответственно, не было у него и детей (по крайней мере, законных). Марка после его смерти начала мало-помалу терять свои позиции, хотя парфюмерия под лейблом Jean Patou до сих пор считается престижной. Среди известных дизайнеров, которые работали в компании Жана Пату после его смерти — Карл Лагерфельд (в 1960-1963), Жан Поль Готе (в 1971-1973) и Кристиан Лакруа (в 1981-1987). Последняя коллекция одежды под лейблом Jean Patou была выпущена в 1987 году, и в том же году Лакруа открыл собственный бренд, ныне весьма известный (Lacroix).
Духи Joy от Жана Пату (производимые Procter & Gamble по оригинальному рецепту) можно купить и сейчас; в Европе они стоят около 85 евро за флакон ёмкостью 30 мл.