Производители и бренды чая: кто есть кто

В любом магазине продается чай под громадным количеством брендов; в особо крупных супермаркетах их число приближается к трем десяткам. Немногие знают, однако, что одна компания-производитель может выпускать чай не под одним брендом, а, скажем, под тремя или даже пятью. Более того, якобы английский бренд чая может оказаться вовсе не английским, а российским (или в лучшем случае цейлонским). В этой статье я расскажу о российском рынке чая, об основных игроках и многих брендах.

 

Мультибрендовая стратегия

Все более или менее крупные производители продуктов питания (а также парфюмерии, косметики и бытовой химии) используют так называемую мультбрендовую стратегию. Ее основная цель — заполучить как можно больше потребителей, причем из самых разных социальных слоев. Создается, скажем, три бренда чая: самый дешевый (например, «Беседа»), более дорогой (допустим, Brooke Bond), и еще более дорогой (скажем, Lipton). Каждый бренд раскручивается в соответствии со своим сегментом, для каждого придумываются акции, слоганы, реклама. Обычно также для каждого бренда создается интернет-сайт.

Мультибрендовая стратегия, как вы уже поняли, позволяет «завоевать» потребителей как с полупустым, так и с очень тугим кошельком. Но у нее есть и другие плюсы. Так, например, пачки чая компании в магазине будут занимать не треть полки, а всю ее целиком. Вероятность, что кто-нибудь купить хоть какой-нибудь из этих чаев, повышается.

Более того, иногда потребителю может не нравится дизайн коробки, реклама того или иного бренда чая или просто его вкус, аромат или цвет. Тогда он этот продукт покупать не будет, а купит что-нибудь другое. А этим другим вполне может оказаться еще один бренд той же самой компании, которая свои денежки все равно получит. Например, многие с отвращением отзываются о чае «Принцесса Нури», а покупают чай Greenfield, не ведая, что оба этих бренда принадлежат одной и той же компании — «Орими-трейд».

 

Пятерка главных игроков на российском рынке чая

В настоящее время на российском рынке чая действуют три крупнейших производителя: Unilever, Компания «Май» и «Орими-трейд». Unilever принадлежат бренды чая «Беседа», Brooke Bond, Lipton; компании «Май» — «Лисма», «Майский чай», Curtis; компании «Орими-Трейд» — «Принцессы (Нури, Канди, Гита, Ява)», Tess, Greenfield. «Орими-Трейд» обладает самой большей долей рынка — по разным оценкам, от 20 до 30%, Компания «Май» — примерно 15-17%, Unilever — 12-13%. Чуть отстает от них Ahmad Tea — около 11-12% и «Сапсан» (производитель и дистрибьютор чая брендов Akbar, Bernley, Gordon) — около 9%. На эту пятерку приходится в общей сложности около 75-80% всех продаж чая в России. (Все цифры приблизительные).

 

Мелкие игроки

Конечно, есть на нашем рынке и мелкие игроки. Среди них, помимо прочих, присутствуют и компании, чьи позиции на рынках других стран гораздо сильнее: примером служит Twinings. Кроме того, можно упомянуть целойнские бренды Riston и Dilmah, а также  компанию ООО «Максимум подарков», которая наряду с чаем (марка Hilltop) производит всякие разные подарочные сувенирные побрякушки.

 

Бренды-оборотни

Подробнее о чайных брендах-оборотнях вы можете прочитать в этой статье, тут я коротко упомяну основные моменты. Прежде всего назову российские бренды, которые выдаются за английские: Curtis, Greenfield, Grace!, Tess. А вот Maitre de The выдается за французский бренд. Интересен также цейлонский бренд Riston, выдающий себя за «английский чай премиум-класса» и продающийся главным образом в России, в куда меньшей степени — в Восточной Европе. Бренд Ahmad тоже весьма загадочен, явно ориентирован на Россию.

Иногда производители даже придумывают легенды, долженствующие подтверждать английское происхождение брендов-оборотней. Как правило, легенды эти не выдерживают элементарной проверки с помощи Google.com и Cy-pr.com. Самая забавная легенда, на мой взгляд, была придумана для бренда Maitre de The.

Почему же выдумываются такие вот красивые иностранные названия и легенды? Потому, что российские покупатели очень любят все иностранное, особенно европейское. Чай с российским названием по такой цене они бы просто не стали покупать. Поэтому фирмы и пошли на подобные ухищрения.

 

Страны происхождения чая

Большая часть чая, согласно вот этой статье, прибывает к нам из Шри-Ланки — это примерно треть всего объма продаж. На втором месте — Индия (около 25%), на третьем — Китай (оттуда везут в основном зеленый чай; 9,5%) и Кения (также около 9,5%). Затем идут Вьетнам, Индонезия и другие страны.

 

Таблицы производителей и брендов

Представляю вашему вниманию парочку таблиц, из которых вы сможете узнать, какие бренды каким компаниям принадлежат и в каких ценовых сегментах позиционируются.

Скачать таблицы можно в формате PDF по этой прямой ссылке.

 


 

12 thoughts on “Производители и бренды чая: кто есть кто

  1. Здравствуйте, Дмитрий. Что скажете о чае Twinings? Недавно подарили две банки такого чая (Lady Grey и English Breakfast).

    • Добрый день, Виктор!

      То, что я пробовал в Англии (и даже, помню, привозил в Россию), мне понравилось.
      Тот Twinings, что продается у нас (пару раз покупал и больше не хочу) — на мой взгляд, очень посредственный, с малоадекватным соотношением цена-качество. Кажется, он фасуется в Польше.

      • Спасибо за ответ, мне этот чай привезли из Англии, я попробовал уже, мне понравилось. Особенно Lady Grey, он с цедрой апельсина, лимона, и еще с лепестками василька.

  2. Вы пишите, что Dilmah производится для России и СНГ. Покупал и пил этот чай разных странах Юго — Восточной Азии

  3. Назовите мне тогда те марки чая «не подделки»,которые с достаточным на то основанием можно считать -КАЧЕСТВЕННЫМИ в общеевропейском понимании этого смысла.Если такие продаются в наших магазинах,то где именно ?
    Я покупал Whittard вроде нормальный чай.

    • «Подделки»? Подделок известных брендов чая я не встречал, разве что у некоторых брендов довольно сильно варьируется качество в зависимости от конкретной линейки/конкретного чая или страны, где чай продается. Например, у Twinings хороший чай в Англии, но то, что продается в России под этой маркой — развешивается в другом месте и, на мой взгляд, отличается позорным качеством. Среди англичан, кстати, Twinings весьма популярен. А французы, итальянцы и некоторые другие южные европейцы чай вообще практически не пьют…

      Whittard я не пробовал и даже в продаже не видел. Ну, может, не замечал…

  4. А кто же производит развесные ароматизированные чаи? Императорские, царские, малина мята и тому подобные? В основном пишут германия, но что-то не верится да и гугл в германии ничего не находит

    • Их много разных. Некоторые фасуются в Китае, на упаковке об этом прямо написано. Некоторые — в России (например, Nadin — бренд российской компании ЗАО «Чайная компания №1»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *