В Италии существует огромное количество небольших фирм-производителей шоколада и сладостей. Как правило, они производят высококачественный, нередко даже «домашний» шоколад, со своим особым «характером». Конечно, продукция таких фирм стоит не так уж дешёво, но пробовать её просто необходимо. И в ряде случаев это можно делать только в Италии, так как редко когда мелким производителям удаётся найти дистрибьюторов в зарубежных странах. Да и объёмы производства невелики, экспортировать особенно и нечего.
Шоколад небольшой итальянской фирмы Azienda Nicola Colavolpe — это пример «промежуточного» продукта, промежуточного между «домашним» уровнем и уровнем промышленным. Эта фирма была основана в Калабрии чуть более ста лет назад Никола Колаволпе; ныне выпускает довольно широкий спектр разнообразных кондитерских изделий. В настоящее время компания всё ещё является семейной, управляется потомками Никола.
Я пробовал только горький шоколад Colavolpe, 100-граммовая плитка. В Риме он стоит около 4 евро, причём в обычных супермаркетах вы его вряд ли найдёте, скорее в более мелких, частных магазинах, в том числе, как ни странно, в энотеках. В России он не продаётся и за пределами Италии его вообще, как я понимаю, очень тяжело найти.
Состав этого шоколада не отличается уникальностью:
80% — чёрный шоколад категории экстра DOCG: какао-масса, сахар, какао-масло, лецитин, ароматические добавки (содержание какао не менее 75%); 20% — фундук.
Итак, это горький шоколад с фундуком. Происхождение какао, как заявляет этикетка — лучшие плантации Доминиканской республики. Кроме какао, сахара, лецитина и фундука, в шоколаде содержится небольшая лёгкая подборка пряностей (ароматических добавок).
Плитка шоколада состоит из 20 небольших долек, завёрнута в золотистую фольгу и помещена в картонную упаковку, перевязанную самой обычной верёвочкой. На самой коробки наклеены этикетки с текстом на итальянском и английском языках; верёвочка прикреплена к коробке с помощью сымитированной сургучной печати.
Шоколад источает характерный интенсивный аромат какао. Вкус очень насыщенный и яркий, с нотками как какао-бобов, так и пряностей, но пряности ощущаются довольно слабо. Консистенция самая что ни на есть классическая. Послевкусие — очень долгое. Фундука — не много и не мало; он лёгкий, поджаристый, вкусный.
В общем, шоколад отличный, один из лучших, если брать в расчёт те, что я пробовал. На мой взгляд, он уровнем повыше, чем Ritter Sport, Lindt, Villars, Perugina и Cote d’Or, о «Бабаевском», «Ротфронте» и «Победе вкуса» я уже не говорю. Ну а сравнивать с сицилийским шоколадом ручной работы затруднительно, потому что, на самом деле, это совершенно разные шоколадные плитки, и каждая хороша по-своему.
В общем, в Италии умеют делать очень недурный шоколад, который стоит по возможности пробовать. Цены на плитку такого высококлассного шоколада начинаются примерно от 3 евро. А за 1,5-2 евро можно купить плитку хорошего типичного фабричного шоколада — например, итальянского бренда Perugina (ныне принадлежащего швейцарской компании Nestle). Тоже весьма достойный вариант; но в России шоколад Perugina, к сожалению, не продаётся.