Глобализация или жадность?

Когда я искал информацию для статьи о брендах Made in France, на одном из форумов наткнулся на сообщение, в котором человек жаловался, что ему продали сумку французского бренда Lancel, произведённую в Китаю. Он очень хотел именно французскую сумку, пошёл в соответствующий фирменный магазин (если кто не знает, недешёвый), купил заветную вещь, а уже по приходу домой обнаружил в ней маленький ярлычок, вещавший о китайском производстве. Пошёл обратно в магазин, а ему сказали — а что вы хотите, глобализация. (Дело, кстати, происходило не в России).

Разумеется, существует ещё целая куча примеров достаточно дорогой одежды, обуви и аксессуаров, которые когда-то производились в родных странах (Франции, Италии, Англии), а ныне — в странах Азии, Северной Африки или, в лучшем случае, Восточной Европы. При этом цены остаются на высоком, а иногда можно даже сказать, на неадекватно высоком уровне. Вот только некоторые примеры:

  • Обычные хлопковые футболки Moschino Love, производство Турция — 5-7 тысяч рублей.
  • Джинсы Diesel, производство Марокко, Тунис (но есть и итальянские модели) — 8-11 тысяч рублей (причём итальянские стоят не дороже тунисских и марокканских).
  • Портмоне Furla, производство главным образом Китай — 5,5-7,5 тысяч.
  • Костюмы Hugo Boss — около 30 тысяч и выше, производство Турция.
  • Джемперы и водолазки Iceberg, производство обычно Китай — 15-20 тысяч.
  • Платья Guess, производство в основном Китай и Болгария, как правило, значительная доля синтетики — 8-12 тысяч.

В той же Италии запросто можно произвести одежду и аксессуары и продавать её по таким ценам с нормальной прибылью. Собственно говоря, соответствующих примеров много, но, как правило, это слабораскрученные марки. А сильнораскрученные бренды хотят извлечь как можно больше прибыли и чтобы увеличить маржу, перемещают производства в страны, где рабочая сила в разы дешевле, чем в Европе — и достигают при этом заметной экономии, а как следствие — ещё большей прибыли.

Вы можете сказать: какая разница, где вещь производится, главное, что она качественная. Кто ж спорит, да, качество должно ценится выше факта европейского или американского производства. Да вот только упреков в жадности это не снимает — тем более что одежда раскрученных брендов, произведённая в Азии, как правило фантастическим качеством не блещет; по качеству у неё есть аналоги среди исконно азиатских брендов (да и малопопулярных европейских марок), работающих в более низких ценовых сегментах.

Так что на мой субъективный взгляд, глобализация в данном случае — это помощник жадным товарищам, пособник увеличения маржи. И выигрывают от этого не потребители, не работники компании, а только её владельцы да те менеджеры, которые поспособствовали сокращению расходов. Именно поэтому факт продажи одежды, сделанной в странах с дешевой рабочей силой, по таким ценам я одобрять никак не могу.

Давайте разберёмся, кто и как в данном случае страдает:

  • Во-первых, потребители больше переплачивают за бренд, ведь производство дешевеет, себестоимость вещей уменьшается, а цены, как правило, не падают.
  • Во-вторых, производство в родной стране бренда сокращается.
  • В-третьих, те, кто работал на фабриках в родной стране бренда, остаются без работы. А зачастую это опытные люди, которые «впитали» долгие и десятилетиями выработанные традиции по производству тех или иных вещей.

Впрочем, не буду категоричен насчёт третьего пункта: часто перенос производства происходит параллельно с увеличением спроса. Бренд становится всё популярнее, на фабриках в родной стране загрузка максимальна, а люди требуют ещё вещей. Соответственно, новые предприятия строятся уже там, где рабочая сила дешевле. Или же компания просто начинает размещать заказы на уже существующих фабриках в странах с дешёвой рабочей силой — типа Китая и Турции.

Но суть не меняется, суть — погоня за прибылью, за увеличением прибыли. И самое интересное — безумный рынок, спрос, который стимулирует владельцев и менеджеров таких фирм поступать именно так. А о загадочном спросе я писал совсем недавно, вот в этой статье.

Если бы клиентуре марки не нравился факт переноса производства, она бы перестала покупать вещи бренда. Но этого не происходит, и можно сделать вывод, что владельцы и менеджеры нашли удачный способ сделать ещё больше денег на тех, кто покупает их товары. Как мне кажется, это как раз тот случай, когда люди несут свои деньги в магазины на блюдечках с голубыми каёмочками. Жадность — штука плохая, но раз её молчаливо одобряют, то за ловких бизнесменов можно только порадоваться. В конце концов, никакого криминала тут нет.

 


 

One Reply to “Глобализация или жадность?”

  1. А что же им теперь заявить, что «мы перенесли пр-во в Китай и теперь качество будет похуже, но зато и цена будет ниже»? Это кто ж на это пойдет? Если молчком, то хотя бы честно, а не как, к примеру, заявили российские дистрибьютеры Marantz в конце 90-х. Хотя, не думаю, что это они сами придумали. Наверняка пришла установка из headquarters. «MARANTZ построил суперсовременный завод в Шанхае, полностью оснащенный роботами! Даже в Японии такого нет! И запускает новую линейку!». И в итоге прибыли аппараты собранные вкривь и вкось. Из копеечных и «гнилых» комплектух. А до недавнего момента еще были собранные в Сингапуре. Вот это было качество! Не хуже японского. И вот здесь-то как раз налицо обман потребителя. Пишу так уверенно потому, что сам попался на эту удочку и потом избавлялся за полцены 🙁