Разновидности лацканов пиджаков мы уже рассматривали, а теперь можно приступить и к другой важной детали — карманам. Для кого-то это будет открытием, но карманы тоже бывают разными. Более того, опытный специалист по крою карманов может порой даже вывести гипотезу о месте происхождения соответствующего пиджака… Но так далеко мы заходить не будем.
Сколько карманов может быть у пиджака?
Обычно их пять: карман для платочка, два кармана пониже и два внутренних кармана. Но, конечно, внутренних карманов может быть больше (четыре — не такая уж редкость); кроме того, на некоторых пиджаках может присутствовать ещё один наружный карман — так называемый ticket pocket.
Внутренние карманы мы рассматривать не будем; можно сказать лишь, что при выборе пиджака стоит обратить внимание на материал, из которого они сделаны, на их глубину, размеры и вообще на их эргономичность.
Ticket pocket может встретиться на непарных пиджаках, а также на пальто и на некоторых костюмах; он располагается над полноценным правым нижним карманом, примерно на уровне талии. Лишним он не будет и вряд ли негативно повлияет на ваш образ. Тем не менее Майкл Антон указывает, что на блейзерах ticket pocket нежелателен; правда, блейзер он понимает в классическом смысле, очень узком.
Ticket pocket — карман утилитарный, и его вполне можно использовать для хранения небольших вещей: это могут быть билеты (изначально карман предназначался именно для них), зажигалка, какая-нибудь важная маленькая бумажка или банкнота. Размер ticket pocket обычно раза в полтора меньше, чем размер основного кармана.
Для полноты картины стоит добавить замечание Харди Эмиса о том, что «на прямом пиджаке, когда талия едва выражена, ticket pocket смотрится не очень хорошо» (М.: Слово, 2012, с. 56). Впрочем, очень многие пиджаки сейчас приталиваются.
Обычные передние карманы могут быть:
«Прорезными» (без клапанов) — самая официальная разновидность:
С клапанами — менее официальная разновидность, но классическая и, пожалуй, самая распространенная:
Накладными (без клапанов) — неофициальная разновидность; встречается на неформальных непарных пиджаках, в том числе из денима, трикотажа, но и на пиджаках из гладких шерстяных тканей порой тоже. Например, на классических блейзерах.
Накладными и с клапанами на толстых пуговицах — наименее официальная разновидность; в основном пиджаки с такими карманами носят на улице, а не в помещении.
Возможно, где-нибудь вам встретится пиджак с основными передними карманами, расположенными под углом (косыми, жокейскими). Они уместны только на неформальных непарных пиджаках и могут выглядеть очень даже симпатично. Происхождение таких карманов – «конноспортивное» (жокейское). Очевидно, что сидя на лошади, удобнее пользоваться именно косыми карманами.
Ещё один интересный нюанс, на который стоит обращать внимание, если у вас уж слишком большой выбор — это степень закруглённости клапанов на внешних карманах. Форма их закругления по возможности должна гармонировать с формой закругления полочек пиджака. Линия у клапанов должна быть мягкой, без чрезмерной угловатости.
Разновидности кармана для платочка
Встречаются три типа такого кармана:
Параллельный полу, то есть строго горизонтальный — наименее элегантный; по возможности пиджаков с таким карманом стоит избегать.
Скошенный по диагонали — этот вариант уже куда лучше, он интереснее и выигрышнее смотрится.
Скошенный и закруглённый — в виде лодочки (barchetta, баркетта) — самый элегантный и изысканный, особенно любят его неаполитанцы. Впрочем, на неаполитанских костюмах могут встретиться и простые скошенные карманы для платочка.
Фигурные швы
Накладные карманы и карманы для платочка могут быть фигурно отстрочены. Фигурные швы придают пиджаку интересный внешний вид и в большинстве случаев смотрятся симпатично. За крайне редкими исключениями такие декоративные швы делают на специальных машинках.
Общая гармония
Важно, чтобы расположение карманов на пиджаке было, во-первых, удобным для вас, а во-вторых, выглядело естественным со стороны. Если вы собираетесь укорачивать пиджак, обязательно посмотрите, не будут ли казаться карманы слишком низкими. Хороший портной наверняка проверит этот нюанс перед подгонкой, но хорошие портные встречаются не так часто, как хотелось бы.