Супермаркеты, как и любые другие коммерческие организации, существуют прежде всего для получения прибыли. Однако из-за того, что они продают многие продукты первой необходимости, их ответственность перед обществом куда выше, чем, скажем, ответственность ювелирного магазина или кофейни. Давайте поразмышляем о том, как должен действовать супермаркет для того, чтобы не просто сохранять позитивный имидж в глазах общества, но и помогать этому обществу. А заодно и подумаем, есть ли такие сознательные супермаркеты в России.
Прежде всего, одна из основных социальных обязанностей (слово слишком резкое, конечно) супермаркетов — это минимальные наценки на продукты первой необходимости: такие, как хлеб, картофель, некоторые молочные продукты, некоторые овощи и фрукты, крупы, мука, яйца. Разумеется, не на все товары в пределах этих групп, а только лишь на отдельные позиции, из самого бюджетного сегмента.
Следующая «обязанность» – сдерживание и сглаживание роста цен на важные товары. Это те же самые товары первой необходимости. Подобная обязанность возникает в период обострения инфляции, которая может быть вызвана, например, девальвацией национальной валюты.
Помимо этого, можно говорить и об «обязанности» регулярного проведения акций на качественные товары. Это могут быть простые скидки, акции типа «два по цене одного» или акции «купи и получи подарок». Конечно, у подобных акций целей несколько, и социальная — это только одна из них, причём преследуется она не всегда.
Некоторые супермаркеты, например, любят поощрять покупателей собирать гигантские количества наклеек в специальные буклеты, чтобы потом их можно было обменять на какие-то определенные товары — или на скидки на эти товары. Порой такие акции интересны, а порой даже вызывают недоумение. Когда-то я писал об одной из подобных акций от «Перекрестка», когда предлагалось собирать наклейки для того, чтобы обменять их на скидки на крайне заурядные сумки-чемоданы Baldinini, сделанные в Китае из самого обычного нейлона и стоящие немаленьких денег.
К счастью, даже тот же «Перекрёсток» порой проводит куда более привлекательные акции. Бывают они и в «Ашанах», и в «Дикси», и в других магазинах.
Отдельно стоит отметить специальные предложения для пенсионеров и владельцев социальных карт. Наибольшую степень социальной ответственности проявляют те супермаркеты, которые предоставляют таким гражданам скидки на уровне 10 процентов — пусть только в утренние часы. Впрочем, и 5-7% скидка — это лучше, чем ничего.
Разумеется, в свете последних событий (падение курса рубля и нарастающая инфляция) вопрос социальной ответственности супермаркетов становится особенно острым. Радует, что супермаркеты до последнего сопротивляются все нарастающим аппетитам поставщиков и на ряд товаров ставят теперь минимальные наценки. В частности, о минимальных наценках на социально значимые товары сообщили недавно «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Дикси». Отдельные товары они даже продают в лёгкий убыток, хотя в целом речь идёт о наценках от -2% до +5% на очень ограниченную подборку продуктов.
Конечно, на многие товары цены выросли, потому что супермаркет не может себе позволить работать в убыток. Ведь наценка — это не только чистая прибыль супермаркета, это ещё и расходы на аренду, электроэнергию, зарплату персонала, амортизацию оборудования, охрану и многое другое.
Традиционно радует нас «Ашан», который, кстати сказать, среди поставщиков пользуется не очень хорошей репутацией — говорят, для того, чтобы согласовать повышение цен с ним, требуется очень много времени и усилий. «Ашан» минимально повысил цены на ряд продуктов, за исключением импортных. В последнее время я вообще наблюдаю увеличение потока покупателей в «Ашане» и снижение потока в «Перекрёстке».
Естественно, для того, чтобы социальная ответственность супермаркетов поддерживалась на необходимом для обществе уровне, желательно мягкое регулирование со стороны государства. Можно установить адекватный список социально значимых продуктов и размер максимальных наценок на них со стороны супермаркетов. Таким образом, социально малозащищенные слои населения пострадают от инфляции и кризиса в наименьшей степени. А супермаркеты смогут компенсировать потерю прибыли повышением цен на более элитарные продукты, а также продукты, наносящие вред здоровью — например, на крепкий алкоголь, чипсы, сладкие газированные напитки и так далее.