Для того, чтобы выжить и заработать прибыль в конкурентной среде, любой компании необходимо тщательно следить за издержками и по возможности их оптимизировать (проще говоря, сокращать). Конечно, компании бывают разными – точнее, владеющие и руководящие ими люди бывают разными – а потому и вариантов экономии на производстве существует множество. Кто-то и вовсе не экономит; кто-то экономит так, чтобы качество не страдало, а кто-то пытается экономить по-крупному и по-черному.
Сегодня мы рассмотрим разнообразные варианты экономии на производстве и продаже обуви. Конечно, абсолютно все варианты я разобрать не могу, так что возьму только основные — и только легальные, разумеется.
Ключевые варианты экономии на производстве и продаже обуви:
- Экономия на сырье (закупка кожи не очень высокого или откровенно низкого качества; использование для подкладки дешевых материалов и т.д.)
- Экономия на конструкции (например, выпуск обуви с клееными подошвами или использование конструкции Blake с «фейковым»/ декоративным рантом)
- Экономия на рабочей силе (перенос производства в страны, где уровень жизни низок; использование труда менее квалифицированных работников)
- Уменьшение строгости контроля качества (ну, тут всё понятно — фабрика выпускает в свет обувь с дефектами, пусть небольшими, но заметными при внимательном рассмотрении)
- Оптимизация цепочки продаж (продажи напрямую, отсутствие посредников, отказ от проведения распродаж, дисконтных программ и акций)
- Экономия на маркетинге, рекламе и пиаре (полный или частичный отказ от рекламы, минимизация штата маркетологов и пиарщиков)
Два подхода к экономии:
- Социальный (стремление предложить покупателям самое лучшее соотношение цены и качества)
- Эгоистичный (стремление увеличить свою маржу и заработать как можно больше даже путем явного понижения качества)
Оба подхода могут мирно уживаться друг с другом даже в рамках одной и той же компании. Следует помнить, что экономия на сырье – это черта исключительно эгоистичного подхода, в то время как экономия на рабочей силе при соблюдении некоторых условий может укладываться в рамки социального подхода тоже. Экономия на конструкции – это опять же необязательно эгоистичный подход (например, не все люди могут позволить себе обувь Goodyear Welted, поэтому производство качественной обуви с клееными подошвами – социально значимое).
Кроме того, нужно отметить, что использование исключительно социального подхода в некоторых случаях может привести компанию к гибели.
Экономия на сырье: некоторые проявления
- Кожа corrected-grain (‘polished’). Примеры брендов, у которых есть такие модели: Loake, Barker, Grenson, Church’s, Jeffery-West, G.H.Bass&Co., Tod’s, Herring и многие другие.
- Подкладка — не full leather, а ½ leather или текстильная или из кожзаменителя. Примеры брендов, у которых есть такие модели: Loake, Barker, Church’s, Ecco, Jeffery-West и многие другие.
Надо отметить, что эти же бренды зачастую предлагают и модели подороже из кожи более высокого качества и с полностью кожаной подкладкой. Иными словами, некоторые такие марки просто стремятся расширить ассортимент, чтобы было что предложить тем покупателям, которые не готовы выкладывать большие деньги за обувь. Однако иногда получаемый от экономии выигрыш просто идет на увеличение прибыли, а сама экономия обусловлена лишь желанием получать больший доход; в этом случае мы имеем дело с эгоистичным подходом. Грань, однако, здесь тонкая, потому что иногда такая экономия может быть вызвана увеличением стоимости рабочей силы или налогов, и производитель просто пытается сохранить маржу, а не увеличить ее.
Экономия на конструкции: проявления
- Выпуск туфель конструкции Cemented (клееные модели) в дополнение к модельному ряду Goodyear Welted (этим довольно активно занимается Barker, но и кое-какие другие бренды тоже).
- Выпуск туфель Blake, замаскированных под Goodyear Welted (однако они могут быть при этом очень качественными – как, например, у Luciano Barbera). Конечно, под Goodyear Welted могут быть замаскированы и туфли конструкций Cemented и Vulcanized.
- Выпуск туфель с клееными подошвами из дешевых материалов, замаскированными под кожаные прошитые (такие туфли встречаются, в частности, у H by Hudson и Lloyd) – кстати, это иногда может сопровождаться имитацией швов и декоративных элементов, характерных для обуви высокого класса.
Экономия на рабочей силе: проявления
- Частичный перенос производства в страны с низким уровнем жизни: некоторые модели производятся там, но некоторые — на родине бренда. Примеры: Loake (линии L1, Design, Lifestyle), Barker (некоторые самые дешевые модели), Grenson (линия G Two), Allen Edmonds (неформальные модели), G.H.Bass&Co. (почти всё), Bally, Lloyd (почти всё), A.Testoni (линия Basic) и многие другие.
- Перенос части производственных процессов в страны с низким уровнем жизни, но сохранение производства и на родине бренда. Часть операций выполняется в одной стране, часть — в другой. Это позволяет ставить штампы Made in England, Made in Italy и т.д., хотя на самом деле обувь частично произведена в других странах (обычно Индии или Китае). Примеры: Meermin, Allen Edmonds, Loake, Barker и, вероятно, некоторые другие бренды. Подробнее об этом я рассказывал вот здесь.
- Полный перенос производства в страны с низким/невысоким уровнем жизни (или запуск/заказ производства в таких странах с самого начала). Примеры: Sebago, Camper, Ecco, H&M и многие другие.
- Полный перенос производства в европейские страны, где уровень жизни заметно выше, чем в Юго-Восточной Азии, но ниже, чем в богатых европейских странах (или запуск/заказ производства в таких странах с самого начала). Примеры – ShoePassion (немецкий бренд с испанским производством) и Septieme Largeur (французский бренд с испанским производством). Другой пример – австрийский бренд St.Crispin’s, чья обувь полностью производится в Румынии, но по очень высоким и крайне редким сегодня стандартам качества. Если бы эта обувь производилась в Австрии, она бы стоила поистине безумных денег. Конечно, в Румынии вовсе не такой низкий уровень жизни, как в Индии или Бангладеше, но всё же он заметно ниже, чем в Австрии.
Надо добавить, что при всех четырех видах экономии на рабочей силе возможны следующие три сценария:
- Бренд строит собственную фабрику в стране с низким (или не очень высоким) уровнем жизни, проводит обучение рабочих и самостоятельно, строго следит за производством. Пример: Allen Edmonds (собственная фабрика в Доминиканской республике). В принципе, сюда можно отнести и St.Crispin’s (собственная мануфактура в Румынии), а также Ecco с их собственной фабрикой в Словакии.
- Бренд заказывает производство на фабрике с опытными рабочими, поддерживающей достаточно высокое качество продукции. Пример: Grenson (обувь линии G Two отшивается (предположительно) на индийской фабрике Kenmore).
- Бренд заказывает производство на фабрике, которая способна предложить цены как можно ниже, даже в ущерб качеству. Примеры: H&M и многие другие.
Оптимизация цепочки продаж: проявления
- Продажи напрямую потребителю, отказ от посредников – подробнее об этом я рассказывал в недавней статье. Примеры соответствующих брендов: Meermin, Velasca, ShoePassion.
- Отказ от распродаж, продажи исключительно по регулярным ценам. Примеры: Meermin, Velasca, а также luxury бренды – Chanel, Louis Vuitton, Hermes.
- Распродажи в уменьшенном объеме (только части ассортимента) и отказ от очень больших скидок и постоянных акций, проведение распродаж только дважды в год. Пример: Cheaney.
Экономия на маркетинге, рекламе и пиаре
- Минимизация штата маркетологов, пиарщиков, рекламщиков – тут сложно сказать наверняка, но по косвенным признакам многие английские бренды классической мужской обуви имеют очень небольшой штат работников такого рода.
- Отказ от рекламы (по крайней мере отказ от размещения рекламы от себя лично; дистрибьюторы, конечно, могут делать рекламу). Сложно дать конкретные примеры, так как информации о расходах производителей у меня нет… Однако у меня есть предположение, что испанский бренд Berwick обходится без рекламы.
- Минимизация рекламных расходов (например, реклама в интернете, но не в крупных печатных изданиях и не на телевидении). Насколько я знаю, подобной стратегией отличается ShoePassion.
Перенос производства обуви в Испанию -очень разумный вариант, его по сути даже трудно упрекнуть в то что это «экономия». Наоборот, следует опасаться если Вам предлагают за 200 евро туфли Made in France; тогда стоит напрячься и задуматься, а где именно в этом случае сэкономили (и скорее всего -на качестве кожи и контроле качества).
Я бы назвал это «экономией по-умному», которая как раз во благо, а не во зло, и упрека, конечно, не заслуживает.
Кстати, а бывают ли вообще классические мужские туфли за 200 евро Made in France?… (если отбросить в сторону подделки с таким штампом). Я, конечно, глубоко не изучал французских производителей, но по тому, что знаю, сложилось впечатление, что плохих и даже посредственных товаров (одежда, обувь, аксессуары) со штампом Made in France просто не существует (опять-таки отбросим подделки и, разумеется, товары французских брендов, которые отшиваются за пределами самой Франции).
Да, я это и имею в виду, что не «экономия» в плохом смысле. В отличие от переноса в Китай например. Я имел глупость купить в свое время туфли от Pediwear сделанные в Китае (Модель Paragon) и меня неприятно поразил как химический запах их коробки, удручающий даже для их цены в 139 фунтов, так и особенности ношения — через полгода один ботинок начал скрипеть!
Про туфли за 200 евро -я немного утрирую конечно насчет именно 200, просто это такой камешек в сторону Paraboot:)
Много жалоб на форумах про скрип обуви Meermin. Т.е. производство в Испании не является гарантией от подобных дефектов 🙂
Meermin частично в Китае делается, но всё же они склонны экономить именно по-умному.
Хотя, честно сказать, у них есть еще очень некрасивая экономия. Для покупателей из ЕС их туфли обычно стоят 160 евро включая НДС. Для покупателей из других стран — 175 долларов якобы исключая НДС. 175 USD = 160 EUR. Вот такой мелкий мухлёж.
Конечно, никакой гарантии от дефектов и при испанском производстве нет, нет их и при английском, и при итальянском производстве — как я упоминал в соседней статье, «косячат» практически все 🙂 Мне не так давно показывали купленную как нормальную (не second) во Франции пару Septieme Largeur — естественно, испанского производства. Так там два весьма заметных недостатка были (заметное пятно на видимой части ботинка и дефектный шов на ранте), поглядев на которые, задаешься вопросом, а есть ли у них вообще контроль качества 🙂 С другой стороны, понятно, что это а) исключение, а не правило для данного бренда и б) и у других встречаются довольно серьезные косяки (например, у Loake видел одну пару… из серии «это было бы смешно, если бы не было так грустно» — пара, кстати, из самой верхней линейки).
У Paraboot нет ботинок и туфель Made in France за 200 евро. То, что у них стоит в районе 200-250 евро, сделано во все той же Испании и, кстати, обычно отличается по уровню исполнения от того, что они делают во Франции:) Обувь Paraboot Made in France стоит примерно от 245, а в основном даже от 280 фунтов (то есть от 325-375 евро), и я бы сказал, что она, как правило, по уровню не хуже Cheaney (конечно, если не принимать в счет линию Imperial) и лучше Loake и Barker. И, кстати, получше, на мой взгляд, чем Septieme Largeur (где на контроле качества, похоже, как раз экономят).
http://www.arthurknightshoes.co.uk/shop/5/paraboot-mens-shoes
https://www.stuartslondon.com/paraboot-m56
(то, что по 235 фунтов и даже кое-что подороже — не Made in France)
Один из главных минусов Paraboot — обилие спорных с точки зрения дизайна моделей, причем в российском Rendez-Vous их явное большинство (и, кстати, Made in France там меньше половины). Но этот бренд вообще, надо отметить, «исторически» специализируется не на строгой классической обуви, а на неформальных выносливых моделях.