Я уже писал о своих впечатлениях от города Тренто – столицы одноименной провинции, которая находится на севере Италии. Кроме того, не так давно была опубликована подробная статья об одной из главных достопримечательностей этого города – замке Буонконсильо. Сегодняшний материал является дополнением к этим статьям; он посвящен обзору исторического центра Тренто.
Начинать осмотр Тренто можно откуда угодно, но в данном случае в качестве отправной точки мы выберем площадь Данте (piazza Dante). Она находится перед железнодорожным вокзалом и отличается весьма крупными размерами. На площади стоит довольно внушительный памятник Данте Алигьери – великому итальянскому поэту XIII-XIV веков. Однако не стоит думать, что он здесь родился: родиной Данте является Флоренция. Памятник поэту был поставлен в Тренто в 1896 году, его автором является Чезаре Дзокки (Cesare Zocchi).
Кроме того, площадь Данте снабжена небольшим сквером, а также фонтаном. Однако, как можно видеть на фото ниже, этот фонтан ничего особенного собой не представляет – скажем прямо, он относится к разряду «а щоб было», не более того.
Буквально в нескольких шагах от площади Данте находится Торре Ванга (Башня Ванга). К известной прорицательнице она отношения не имеет, а историю свою ведёт ещё со времён довольно лохматого Средневековья – c начала XIII века. Её построили по приказу местного князя-епископа Федерико Ванга (Federico Vanga) – отсюда и название. Поначалу эта башня выполняла роль одного из укреплений города, в XIX веке использовалась в качестве тюрьмы, а ныне служит местом проведения некоторых художественных выставок.
В нескольких минутах ходьбы от башни Ванга располагается церковь Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore). Она была построена в XVI веке по приказу князя-епископа Бернардо Клезио (Bernardo Clesio); автором проекта выступил архитектор Антонио Медалья (Antonio Medaglia). Это стиль Ренессанс, хотя стоит заметить, что украшающее фасад окно-роза характерно для готического и романского стилей. Колокольня, которая стоит рядом с церковью – самое высокое здание в Тренто; её высота составляет 53 метра; построена она из белого известняка.
Если от церкви Санта Мария Маджоре вы пойдете в сторону площади Дуомо по улице Кавур (via Camillo Benso Cavour), то наверняка заметите ещё одну высоченную средневековую башню. Она называется Торре делла Тромба (Torre della Tromba) и торчит здесь ещё с XII века или с начала XIII (точной информации нет; впрочем, нынешний вид башня приобрела позднее, так как перестраивалась). Долгое время Торре делла Тромба использовалась в качестве тюрьмы; башня состоит из 10 этажей, а её высота составляет примерно 32 метра.
Пара минут ходьбы по улице Кавур – и вы на площади Дуомо. Здесь есть много интересного. В первую очередь, конечно, это сам Дуомо (Duomo = Собор). Он был построен в XIII веке на месте более старой базилики. Собор посвящен Святому Виджильо (San Vigilio) – покровителю города. Архитектура – готика, романский стиль и даже частично барокко (у некоторых элементов интерьера). При желании можно не только посетить сам собор, но и заглянуть в подземелье и посмотреть на остатки той самой старой базилики-предшественницы Дуомо – её называют Basilica Paleocristiana (актуальные цены на билеты и часы работы можно найти здесь).
Посреди просторной площади Дуомо располагается живописный фонтан Нептуна – Fontana del Nettuno. Авторами этой композиции являются архитектор Флавио Антонио Джонго ди Лавароне (Flavio Antonio Giongo di Lavarone) и скульптор Стефано Салтерио да Комо (Stefano Salterio da Como); они создали её в 1767-1769 годах. Следует заметить, однако, что оригинальная статуя Нептуна со временем начала сильно портиться и была унесена отсюда в 1939 году, а затем размещена в другом месте; здесь же в 1945 году установили бронзовую копию авторства Давида Ригатти (Davide Rigatti).
Слева от Дуомо находятся Палаццо Преторио и Торре Чивика (Palazzo Pretorio, Torre Civica). Дворец ведёт историю с XII века, но неоднократно перестраивался. Сейчас в нём размещается церковно-исторический музей с коллекцией предметов искусства XIII-XIX веков – Museo Diocesano (часы работы и актуальную информацию о стоимости билетов можно найти здесь).
Башня-колокольня по имени Torre Civica была возведена во второй половине XII века; в XIV веке её высота была увеличена до сорока с лишним метров (12 этажей; точную высоту указывать не берусь, так как с рулеткой не измерял, а данные в интернете варьируются от 41 до 46,5 метров). До второй половины XIII века эта башня служила резиденцией местного князя-епископа, но затем была отдана городскому муниципалитету. Колоколы и часы впервые появились на Торре Чивика в XV веке.
Слева от башни Чивика можно увидеть дома Кадзуффи-Релла (Case Cazuffi-Rella), украшенные любопытными фресками. Это здания XVI века, а фрески на них приписывают художнику по имени Марчелло Фоголино (Marcello Fogolino), родившемуся предположительно в Виченце, а затем работавшему в Тренто и некоторых других городах, даже в Берлине. Подобные росписи на фасадах домов были типичны для некоторых областей северной Италии в те времена; при этом стоит заметить, что хотя такие фрески обычно носили религиозный характер, в случае с домами Кадзуффи-Релла они скорее светские.
Рядом с домами Кадзуффи-Релла располагается церковь Благовещения (Chiesa dell’Annunziata), построенная в стиле барокко в 1713-1715 годах. Автор проекта – малоизвестный местный архитектор Антонио Брузинелли (Antonio Brusinelli), живший ориентировочно в 1683-1735 годах и работавший в основном у себя на родине, в Трентино – Альто-Адидже.
Если вы направитесь от площади Дуомо по улице Родольфо Беленцани (via Rodolfo Belenzani), то пройдёте мимо дворца Alberti Colico с красочными фресками авторства всё того же Марчелло Фоголино, а затем увидите прямо перед собой церковь Сан Франческо Саверио (San Francesco Saverio). Как и церковь Благовещения, она была построена в начале XVIII века — и тоже в стиле барокко. Однако мнения насчет того, кто именно её спроектировал, разнятся: кто-то приписывает авторство Андреа Поццо (Andrea Pozzo), а кто-то – Гауденцио Миньокки (Gaudenzio Mignocchi). Что касается происхождения названия, то тут всё просто: Франческо Саверио был очень почитаемым миссионером иезуитского ордена, и в 1622 году его причислили к лику святых.
Конечно, при желании от церкви Сан Франческо Саверио можно вернуться к площади Данте и вокзалу, но по возможности стоит немного углубиться в город и дойти до замка Буонконсильо. Если идти по улице Рома (via Roma), которая затем переходит в улицу Джанантонио Манчи (via Giannantonio Manci), то по пути можно полюбоваться на разные интересные здания – например, на дворец Сальвадори (Palazzo Salvadori) – образец архитектуры Ренессанса, датируемый началом XVI века (архитектор – Лучио ди Пьетро / Lucio di Pietro).
Буквально в двух шагах от Палаццо Сальвадори расположен другой дворец — Palazzo Saracini Cresseri (Сарачини Крессери), построенный в середине XVI века.
На перекрёстке улиц Giannantonio Manci и S.Pietro стоит обратить внимание на дом с оригинальной скульптурой:
Чуть дальше улица Джанантонио Манчи плавно перетекает в улицу Святого Марка (via S. Marco), по которой за несколько минут можно выйти к замку Буонконсильо. О нём я уже очень подробно рассказывал в отдельной статье, так что тут повторяться не буду – отмечу лишь, что по возможности стоит в него заглянуть, и что на этот визит следует выделить как минимум полтора часа.
Совсем неподалеку от замка Буонконсильо находится Торре Верде (Зелёная башня) – чтобы добраться до неё, нужно пройти сотню метров по улице Бернардо Клезио. Название башни происходит от цвета её крыши. Когда-то Торре Верде являлась частью городских укреплений, а также (предположительно) являлась и местом казни некоторых преступников. Река Адидже в те времена протекала прямо возле этой башни; в XIX веке, однако, австрийцы, управлявшие тогда городом Тренто, решили изменить её течение, а также снести крепостные стены – и в результате Торре Верде оказалась обособленным от замка зданием, которое вносит нотку эклектики в городской ландшафт.
От башни Верде можно быстро дойти до площади Данте, от которой начинался маршрут. Следуйте по улице Torre Verde, затем сверните на улицу Антонио Гадзолетти (via Antonio Gazzoletti), и через 5-7 минут вы выйдете на площадь Данте. Весь описанный маршрут может занять у вас полтора-два часа – разумеется, если вы ограничитесь внешним осмотром упомянутых мест.
Под конец замечу, что я рассказал только об основных достопримечательностях Тренто. Однако в этом городе есть ещё как минимум два десятка других любопытных зданий, так что для тех, кто интересуется историей и архитектурой, Тренто, как мне кажется, вполне может стать одним из важных пунктов в ходе поездки в Италию.