Верхний город Бергамо (Città Alta) гораздо популярнее среди туристов, чем Нижний город (Città Bassa). Это неудивительно, так как там имеются очень старые здания, порой чрезвычайно любопытные и своеобразные на вид (например, Капелла Коллеони). Однако и в Нижнем городе есть на что посмотреть! В этой статье я расскажу именно о достопримечательностях Нижнего города Бергамо – не обо всех-всех-всех, конечно, но о многих.
Начнём наш маршрут от перекрёстка улицы Джероламо Тирабоски (via G. Tiraboschi) и проспекта Папы Джованни XXIII (viale Papa Giovanni XXIII). Внимание здесь привлекает большая церковь. Название у неё длинное: Chiesa Prepositurale di Santa Maria Immacolata delle Grazie. На русский язык это название можно перевести как Церковь благодарения святой непорочной Деве Марии… хотя как сюда втиснуть перевод термина prepositurale, я не знаю. Вообще, prepositurale – это прилагательное от слова prevosto (один из титулов католической церкви).
Раньше на месте этой церкви находился монастырь францисканцев, основанный в 1422 году. В XIX веке большая его часть была снесена; новую церковь построили в 1857-1875 годах в неоклассическом стиле; автор проекта – архитектор Антонио Преда (Antonio Preda). Внутрь новой церкви были перемещены произведения искусства, украшавшие старую церковь при монастыре; они датируются XV-XVIII веками. Кроме того, здесь имеются фрески, созданные в 1860-х годах Энрико Скури (Enrico Scuri, был директором Академии Каррара) и его учениками.
На перекрёстке рядом с церковью благодарения святой непорочной Деве Марии проспект Папы Джованни XXIII переходит в проспект Джанандреа Гаваццени (Largo Gianandrea Gavazzeni), названный в честь композитора, пианиста и дирижёра, проработавшего в миланском театре Ла Скала почти полвека. Если вы пойдёте по этому проспекту вперёд, то наверняка заметите, что приближаетесь к большой башне. Называется она Torre dei caduti (Башня павшим – под павшими здесь имеются в виду люди, погибшие в ходе Первой мировой войны).
Возраст у этой башни не такой почтенный, как может показаться на первый взгляд. Её возвели в 1922-1924 годах. Автором проекта выступил Марчелло Пьячентини (Marcello Piacentini). Высота башни равняется 45 метрам, а сложено это сооружение из песчаника, добытого в окрестностях Бергамо. Часы выполнены из мрамора, который был добыт тоже в этих краях. Под часами находится ниша, снабжённая бронзовой статуей – это так называемая Италия Победоносная. В одной руке она держит маленькую Викторию (богиню победы), а в другой – меч. Автор статуи – скульптор Альфредо Фаино (Alfredo Faino).
Если вы не будете подходить вплотную к Башне павшим, а повернёте направо на площади Джакомо Матеотти, то буквально через минуту подойдёте к Театру Доницетти (Teatro Donizetti). Называется он, естественно, в честь Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti) – итальянского композитора первой половины XIX века, который специализировался на операх, но писал и другие музыкальные произведения.
Первый театр на этом месте был построен в конце XVIII века на средства богатого торговца Бортоло Риккарди (Bortolo Riccardi) – сам Доницетти тогда ещё даже не родился. Новое здание было возведено в 1800 году – после того, как старое было разрушено в ходе пожара. Спроектировал его архитектор Джованни Франческо Луккини (Giovanni Francesco Lucchini). Оперы Гаэтано Доницетти ставились в этом театре ещё при жизни композитора, однако название «Театро Риккарди» сохранялось вплоть до 1897 года – только тогда театру присвоили имя Доницетти.
Неподалеку от театра располагается большой памятник Доницетти. Эта весьма живописная конструкция была установлена в том самом 1897 году, когда театр Риккарди стал театром Доницетти. Автор монумента – Франческо Йераче (Francesco Jerace). Выполнен памятник из мрамора. Дама с музыкальным инструментом в руках – это муза; сам инструмент называется цитрой.
Почти напротив фонтана Доницетти находится церковь Святых Варфоломея и Стефана (Chiesa dei Santi Bartolomeo e Stefano). Она была возведена в первой половине XVII века для монашеского ордена доминиканцев. Архитектор – Антонио Мария Канева (Antonio Maria Caneva – не стоит путать его со скульптором и художником Антонио Канова, жившим почти на два века позже). Фасад церкви был перестроен в 1897 году под барокко. Важнейшей достопримечательностью интерьера церкви является алтарная картина Мартиненго (La Pala Martinengo), написанная венецианским живописцем Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) в 1516 году.
Если вы пройдёте дальше по улице Торкуато Тассо (Torquato Tasso – итальянский поэт, писатель и драматург второй половины XVI века), то через некоторое время подойдете к Palazzo della Provincia di Bergamo — массивному и богатому на вид административному зданию. Оно было построено в 1864-1871 годах. Архитектор – Пьер Антонио Преда (Pier Antonio Preda); барельефы на фасаде выполнили Пагани, Черути и Майрони (Pagani, Ceruti, Maironi).
Чуть дальше по улице Торкуато Тассо находится церковь Святого Духа (Chiesa del Santo Spirito). Она датируется XVI веком, построена в стиле Реннесанс. В XVIII веке церковь была частично перестроена, но её фасад остался таким же мрачноватым, выполненным из грубоватого кирпича. С 1972 года его украшает композиция «Сошествие Святого Духа» (автор – Франческо Сомаини / Francesco Somaini). Внутри церкви находятся ценные произведения искусства, в том числе XVI века (в частности, La Pala di Santo Spirito, написанная уже упоминавшимся выше Лоренцо Лотто в 1521 году).
После церкви Святого Духа пройдите еще чуть-чуть по via Torquato Tasso, а затем сверните налево – на via Pignolo. Буквально через пару минут ходьбы вашему взору предстанет ещё одна церковь – Сан Бернардино ин Пиньоло (Chiesa di San Bernardino in Pignolo), названная в честь Святого Бернардина, странствовавшего проповедника, жившего в конце XIV – первой половине XV века. Вы будете смеяться, но своя алтарная картина от Лоренцо Лотто имеется и тут; называется она вполне ожидаемо – La Pala di San Bernardino (1521 год). Саму церковь построили предположительно в XV веке; в 1593 году она была, вероятно, перестроена и вновь освящена. Впоследствии внешний вид церкви несколько менялся. Архитектурный стиль – неоготика.
Замечу, что в Милане в честь Святого Бернардина назвали очень специфическую церковь с костехранилищем; подробнее о ней я рассказывал в отдельной статье.
Напротив церкви Сан Бернардино ин Пиньоло располагается весьма любопытный дом (к сожалению, информации о нём у меня нет).
Продолжив прогулку по улице Пиньоло и пройдя затем по улице Сан Томасо (via San Tomaso), вы выйдете к Академии Каррара (Accademia Carrara). Это художественная галерея, в которой представлены произведения итальянских живописцев XV-XVIII веков; дело не обошлось и без уже знакомого вам Лоренцо Лотто. Называется Академия в честь Джакомо Каррара, мецената и коллекционера, жившего в конце XVIII века. Подробную информацию о времени работы галереи и стоимости билетов вы можете найти на официальном сайте.
Напротив Академии Каррара располагается Галерея современного искусства – GAMeC (произведения искусства XX и XXI веков). Она была основана в 1991 году. Информацию о стоимости входных билетов и часах работы этой галереи можно получить на её сайте.
От Академии Каррара и Галереи современного искусства можно продолжить прогулку по via San Tomaso, а затем повернуть направо, на улицу Чезаре Баттисти (Cesare Battisti — известный ирредентист, которого казнили в замке Буонконсильо в Тренто, см. соответствующую статью). Вскоре после этого вы подойдёте к небольшому парку Суарди (Parco Suardi). Он существует с 1950 года; на его территории есть детские площадки, а также маленький пруд. Местные жители любят ходить сюда с детьми и не только.
Парк можно пройти наискосок, а затем выйти на улицу Сан Джованни (via San Giovanni). Где-то через 150 метров она перетекает в улицу Джузеппе Верди (via Giuseppe Verdi), которая, в свою очередь, плавно переходит в улицу Франческо Петрарки (via Francesco Petrarca). Как раз перед этим «переходом» стоит свернуть на улицу Антонио Локателли (via Antonio Locatelli) и поглядеть на Церковь Святого Марка (Chiesa di San Marco). Она ведёт свою историю с XV века и долгое время являлась частью старого больничного комплекса (снесён в 1937 году). Нынешний фасад церкви был создан по проекту архитектора Джованни Руджери в XVII веке (Giovanni Ruggeri). Статуи на фасаде появились позже – в XVIII веке.
Вернувшись на перекрёсток улиц Локателли, Верди и Петрарки, поверните на улицу Петрарки и пройдите по ней где-то 150-200 метров – до пересечения с проспектом Рима (Viale Roma). Как раз в этом месте вы увидите симпатичную церковь красного цвета. Это церковь Вальдезе (Chiesa Valdese) – вальденсианского христианского движения, которое появилось в XII веке. Вальденсианская церковь в Бергамо была построена в романском стиле в 1876 году по проекту Джакомо Фриццони (Giacomo Frizzoni).
Двигаясь по проспекту Рима, а затем по проспекту Гаваццени, вы за несколько минут дойдёте до исходной точки маршрута, то есть до перекрёстка проспекта Папы Джовании XXIII, проспекта Джанандреа Гаваццени и улицы Джероламо Тирабоски.
На прогулку по указанному выше маршруту следует отвести минимум час (при условии исключительно наружного осмотра). Кому-то, вполне вероятно, потребуется больше времени.