Это глава из неизданной книги «О брендах без прикрас». Общая информация об этой книге и введение размещены здесь. Предыдущая глава, которая называется «Страны производства», находится тут.
Некоторые люди склонны рассматривать наличие собственного производства у какой-либо компании как весомый довод в пользу покупки её продукции. На самом деле оно вовсе не гарантирует высочайшее качество, но в то же время можно сказать, что собственное производство обладает следующими преимуществами:
- на нём проще внедрить те или иные стандарты на должном уровне — и следить за их соблюдением; это касается не только пошива или сборки, но и контроля за качеством сырья и всех деталей, даже мельчайших;
- на нём можно наладить строжайший контроль качества по своим собственным стандартам;
- контроль за квалификацией рабочих может быть лучше: вы можете сами нанимать рабочих, сами их обучать и следить за их успехами и неудачами (а также за условиями труда — чем они лучше, тем больше шансов на то, что на фабрике производятся товары хорошего качества);
- собственное производство работает в первую очередь для вас, вы не можете оказаться для управляющих фабрики клиентами «второго сорта» (по каким-то их личным критериям) или попасть в ситуацию, когда фабрика набирает кучу заказов, которые не способна выполнить на безупречном уровне;
- у вас может быть возможность продавать товары по более низкой цене или с большей наценкой (если мы сравниваем собственное и «заказное» производство в одной и той же стране или странах с примерно одинаковым уровнем жизни).
При желании этот список можно продолжить. Думаю, что основная идея понятна по предыдущим пунктам, но я поясню её на следующем примере. Допустим, нам надо разместить заказ на производство кожаных туфель под своим брендом. Тут возможны следующие неприятные сюрпризы:
- исполнитель заказа может сплоховать, и вам придётся решать, требовать ли от него переделок и ждать, либо выпускать на рынок не совсем идеальный товар с риском навредить своей репутации;
- исполнитель может выполнить заказ в точности как было оговорено, но найти в договоре лазейку и на чём-нибудь сэкономить (да хотя бы на нитках и клее);
- исполнитель может выполнить заказ с большой задержкой;
- контроль качества может оказаться менее строгим, чем вам бы хотелось;
- вероятно, розничная цена ваших туфель окажется более высокой, чем розничная цена подобных туфель от бренда фабрики-исполнителя заказа;
- исполнитель может пустить на туфли для вас кожу и/или другие материалы чуть более низкого качества, чем для себя или вашего конкурента, который тоже размещает заказ на его фабрике … или же просто качество кожи может оказаться не таким, какое вы ожидали (даже если вы сами закупаете кожу, то не всегда сможете проверить, действительно ли все ваши туфли делаются именно из тех шкур, что были закуплены вами… плюс ещё есть нюансы с раскроем шкур).
(Разумеется, исполнитель может быть и очень добросовестным, максимально порядочным, пунктуальным).
Особенно важным вопрос наличия или отсутствия собственной фабрики может оказаться при переносе производства в менее престижную страну. Безупречно контролировать все процессы на чужой фабрике, которая находится в нескольких тысячах километрах от вашей штаб-квартиры, не очень-то просто. Вероятность появления неприятных сюрпризов тут может быть весьма высокой, и проиграть могут как сам бренд, так и покупатели его продукции.
Кроме того, стоит добавить, что многие компании стремятся найти как можно менее затратное предложение от исполнителя, обеспечивающего приемлемый уровень качества — как правило, явно не идеальный, но и не абсолютно провальный. Исключения бывают — с одной стороны, довольно редко, но с другой стороны, вовсе не настолько редко, чтобы от продукции брендов без собственного производства можно было отказываться без раздумий.
Очень большую роль играют отношение владельцев и менеджеров компании к своему делу, а также их знания и опыт именно в нужной сфере. Скажем, французская компания Dormeuil, предлагающая качественные ткани — это негоциант, и она размещает заказы на фабриках, которыми не владеет. Однако она была основана более 150 лет назад, с самого начала специализировалась исключительно на тканях и до сих пор остается семейной. Накопленные ею опыт и знания — не пустые слова; эти знания и опыт позволяют владельцам грамотно выбирать поставщиков и в итоге продавать действительно качественный товар. Правда, зачастую по несколько завышенным ценам, так как фабрика-производитель ткани тоже хочет получить прибыль, а Dormeuil благодаря своему известному в узких кругах имени ставит заметную наценку.
Компании, размещающие заказы на сторонних фабриках, могут продавать очень качественные товары, причём иногда они могут быть значительно лучше, чем товары некоторых фирм, обладающих собственной фабрикой. Дело в том, что вы можете сильно халтурить на собственном производстве, а можете очень ответственно подойти к выбору фабрики-исполнителя, выбрав лучший (лучшие) из возможных вариантов. Например, английский бренд обуви Foster & Son до недавнего времени самостоятельно изготавливал только обувь bespoke, а готовые туфли заказывал на достойных английских фабриках, причем требовал от них соблюдения собственных строгих стандартов. (В скобках замечу, что недавно у Foster & Son появилась своя английская фабрика, которая сейчас создаёт отличную готовую обувь).
С другой стороны, обладающая собственной фабрикой фирма «Гамма» выпускает носки, прямо скажем, непритязательного уровня (когда-то я их покупал, и они оказались недолговечными — не знаю, изменилось ли что-то к настоящему времени). При этом, конечно, стоит учитывать, что эта компания работает главным образом в нижнем ценовом сегменте и поэтому в принципе не может выпускать носки высшего качества. При низкой цене компромиссы неизбежны.
Теперь перейду к двум более развёрнутым примерам — итальянской компании Monti и шведскому бренду H&M.
Monti
Эта итальянская фирма производит широкий ассортимент хлопковых тканей. Свою историю Monti ведёт ещё с XIX века, но компания с таким именем была основана лишь в 1911 году. Когда-то всё производство Monti располагалось в Италии, однако со временем значительная его часть была перенесена в Индию и Чехию. В Индии, например, фирма Monti построила собственную фабрику, на которой соблюдаются те же стандарты, что и на итальянской; кроме того, оборудование используется то же самое. Итальянские специалисты Monti регулярно посещают фабрики в Индии и Чехии, чтобы проконтролировать производство. Всё это позволило сохранить достойный уровень качества, хотя стоит иметь в виду, что Monti работает в нескольких ценовых сегментах, и не всё её ткани обладают высоким уровнем. Эта фирма концентрируется не на товарах исключительно высокого качества, а на товарах с хорошим соотношением цены и качества и уровнем выше среднего, но не всегда высоким.
Фрагмент рубашки из ткани Monti
Цены Monti держит на умеренном уровне, и репутация у этой фирмы хорошая. К примеру, Карл Голдберг из ателье CEGO, известный на форуме Styleforum.net под ником Shirtmaven, как-то иронизировал по поводу итальянского происхождения тканей Monti, но признавал, что у них стабильно хорошее качество. Организация собственного производства в Индии стоила Monti немалых денег, но, по-видимому, инвестиции себя оправдали — а заодно, что немаловажно, клиенты остались довольны. По состоянию на 2020 год у Monti есть около 1200 клиентов более чем в 100 странах мира (разумеется, под клиентами в данном случае подразумеваются не частные лица, а разного рода ателье, торговцы тканями и бренды одежды).
H&M
В отличие от Monti, этот шведский бренд не располагает собственным производством, а размещает заказы на нескольких сотнях разных предприятий — преимущественно азиатских. Дотошно проконтролировать производственные процессы в этом случае едва ли реально, поэтому можно заметить, что качество изделий H&M значительно варьируется; некоторые товары этой марки отличаются откровенно посредственным качеством (это личное мнение автора). Разумеется, у H&M можно найти и вещи совершенно приемлемого для этого ценового сегмента качества, но в целом уровень этой одежды, на мой взгляд, нестабилен.
Пуговица на пиджаке H&M
Кроме того, подобная практика не позволяет осуществлять полный контроль за условиями труда на всех предприятиях, выполняющих заказы. Следствием этого стали разнообразные скандалы, в ходе которых выяснялось, что работники, изготавливавшие одежду H&M, порой работали в ужасающих условиях, небезопасных для здоровья и жизни (см., например, здесь). Очень низкие зарплаты, недостаточная вентиляция помещений, использование детского труда — всё это периодически встречается на азиатских фабриках, где многие европейские и американские бренды размещают заказы (H&M в этом плане далеко не одиноки).
Конечно, после освещения подобных скандалов в прессе H&M принимает меры, но практика размещения заказов на сотнях разных фабрик в развивающихся странах не позволяет взять ситуацию под полный контроль. Например, при аварии на фабрике в Камбодже в 2013 году выяснилось, что там производилась часть одежды H&M, причем, по заявлению H&M, без ведома самой компании (вероятно, какая-то работавшая с ними фабрика передала заказы на это предприятие) (см. здесь).
Кстати сказать, в том же 2013 году H&M обещали лишь к 2018 году добиться выплаты всем работникам, шьющим одежду для бренда, зарплаты на необходимом для нормальной жизни уровне («living wage») (см. здесь). При этом известно, что еще в 2010 году H&M практиковали уничтожение непроданной одежды, находившейся в нормальном состоянии (см. здесь). Ну и как выяснилось, своё обещание насчёт living wage H&M на самом деле вряд ли сдержали (см., например, здесь).
Продолжение следует! Ближайшая глава – «Контроль за процессами».
(с) Дмитрий Васфилов, 2016-2021. Перепечатка и копирование допускаются только с письменного разрешения автора. Цитирование фрагментов разрешено с указанием активной ссылки на источник / оригинал.