Брешия (Бреша) редко удостаивается внимания туристов из России. А зря! Здесь есть немало интересных достопримечательностей и памятников архитектуры. О замке Брешии я уже рассказывал, а в этой статье опишу некоторые интересные здания, которые стоит посмотреть во время прогулки по историческому центру города. Их тут немало, так что сегодня я расскажу только о нескольких из них; другим достопримечательностям посвящена отдельная статья.
Начать прогулку по Брешии можно с железнодорожного вокзала (Stazione FS). Здесь он необычный и симпатичный – наверное, один из самых любопытных в Италии. Здание вокзала было построено по проекту инженера Бенедетто Фуа (Benedetto Foix) и открыто для пассажиров в 1854 году. Это неоклассический стиль с элементами, характерными для средневековых замков.
Если пойти от вокзала по Viale della Stazione, а затем свернуть на Corso Martiri della Liberta, то за 8-10 минут можно будет добраться до одной из самых впечатляющих церквей Брешии – Chiesa di Santa Maria dei Miracoli (действующая, открыта для посещения). Она была возведена в конце XV века и выделяется потрясающим фасадом из резного мрамора, добытого неподалеку от Брешии, в окрестностях города Боттичино (Botticino). Эту церковь считают одним из шедевров Ренессанса.
Автором рельефов на фасаде Санта Мария деи Мираколи является Джованни Антонио Амадео (Giovanni Antonio Amadeo) – итальянский скульптор и архитектор, который привлекался и к созданию знаменитой капеллы Коллеони в Бергамо. Не стоит думать, впрочем, что Джованни сам вырезал из мрамора все эти рельефы: ему помогало множество других скульпторов. Внимания заслуживает не только фасад церкви, но и её великолепный интерьер, в создании которого участвовали итальянские скульпторы и художники XV-XVII веков: Гаспаро Коирано, Пьетро Мария Баньядоре, Моретто и другие. В ходе бомбардировок Второй мировой войны интерьер был серьезно поврежден, но затем восстановлен. Любопытно, что фасад церкви тогда практически не пострадал, так как был в деревянных лесах.
Если повернуть в переулок Vicolo S. Nicola сразу за церковью Санта-Мария деи Мираколи, то вы выйдете к монастырю монахов-францисканцев и церкви Святого Франциска Ассизского (Chiesa San Francesco d’Assisi). Этот комплекс имеет мрачный и тяжеловесный вид. Он был построен в позднероманском стиле в XIII-XIV веках. В самой Брешии монахи-францисканцы жили с 1220 года… и живут до сих пор, так как монастырь является действующим. В церкви, которая находится при монастыре, есть несколько творений итальянских живописцев XVI-XVIII веков – Романино, Моретто, Грацио Коссали, Джованни Батиста Сасси…
Пара минут ходьбы от монастыря по улице Мира (Via della Pace) – и вы оказываетесь рядом с другой церковью, Chiesa di Santa Maria della Pace, построенной в 1720-1746 годах по заказу ораторианцев (это католическое общество, уделяющее особое внимание церковной музыке). Архитектор – венецианец Джорджо Массари (Giorgio Massari). Фасад этой церкви тоже довольно мрачноватый и грубоватый, и он «плотно зажат» между соседними зданиями. Барочный интерьер с колоннами из розового мрамора разительно отличается от аскетичного на вид фасада.
Всего в одной минуте ходьбы от церкви Санта Мария делла Паче располагается башня Паллата (Torre della Pallata). Происхождение названия этой башни до конца не выяснено. Есть гипотеза, что название происходит от слова palizzata (палисад); согласно другой версии, название служит указанием на греческую богиню войны и мудрости Афину Палладу. Высота башни составляет 31 метр, а стоит она на этом месте с 1248 года. Когда-то эта башня являлась частью городских укреплений, затем её использовали как тюрьму, место хранения казны и склад. Через некоторое время после её постройки – в 1461 году – были добавлены часы, а ещё чуть позже (в 1476-1481 годах) – зубцы и маленькая башенка на самом верху.
Нижняя часть одной из сторон башни Паллата украшена фонтаном в маньеристском стиле. Его автором является Пьетро Мария Баньядоре (Pietro Maria Bagnadore), а исполнителем – Антонио Карра (Antonio Carra). Фонтан находится здесь с 1596 года. Центральные фигуры – это Брешия, держащая рог изобилия, а две фигуры ниже – это две реки, Гарца и Мелла (Garza и Mella).
Если после Torre della Pallata свернуть на Corso Goffredo Mameli, а затем – на Contrada San Giovanni, то вы выйдете к церкви Святого Иоанна Евангелиста (Chiesa San Giovanni Evangelista). Она ведёт историю с IV века, когда её основал тогдашний епископ Брешии Сан Гауденцио. Правда, современный вид эта церковь приобрела только в XVII веке; часть конструкции датируется XV веком. Интерьер был полностью переделан в первой половине XVII века, но в церкви есть произведения искусства XVI века – например, уже упоминавшихся выше Романино и Моретто.
Пройдя ещё несколько десятков метров по Contrada di San Giovanni, поверните направо, на улицу Элиа Каприоло (Elia Capriolo). Добравшись до Т-образного перекрёстка, снова поверните направо (улица Святого Фаустино – via San Faustino), и спустя пару-тройку минут ходьбы вы окажетесь на Piazza della Loggia – наверное, самой известной площади Брешии, существующей с 1433 года. Здесь видно влияние стиля Реннесанс и венецианцев, что и неудивительно: Брешия находилась под властью Венеции с 1426 по 1797 годы.
Массивный и при этом весьма изысканный на вид Palazzo della Loggia – это место, где ныне располагается городская ратуша. Авторы проекта – архитекторы Томмасо Форментоне, Гаспаро да Коирано, Андреа Палладио, Якопо Сансовино, Галеаццо Алесси, Джованни Рускони и Людовико Беретта (Tommaso Formentone, Gasparo da Coirano, Andrea Palladio, Jacopo Sansovino, Galeazzo Alessi, Giovanni Rusconi, Ludovico Beretta). Дворец строился в конце XV – середине XVI веков. Крыша дворца переделывалась несколько раз; нынешняя датируется 1914 годом (автор – Луиджи Ванвителли, Luigi Vanvitelli).
По бокам от входной двери во дворец находятся два небольших фонтана (колонки с питьевой водой), созданные в 1552 году скульптором Стефано Ламберти (Stefano Lamberti).
Другое здание, которое притягивает к себе внимание – это часовая башня (Torre dell’Orologio), очень напоминающая башню на площади Сан-Марко в Венеции. Часы здесь очень старые (1544 год) и, с точки зрения современного человека, необычные – астрономические. Сделал их Паоло Дженнари из Реццаро (Paolo Gennari). Две фигурки людей на самой верхушке башни отбивают каждый час, ударяя в колокол, сделанный в 1581 году.
Неподалеку от башни находятся здания старого и нового ломбардов – Monte Vecchio di Pietá и Monte Nuovo di Pietá. Первое датируется концом XV века, а второе – концом XVI века. Автор первого – Филиппо ди Грасси (Filippo di Grassi), автор второго – Пьетро Мария Баньядоре (Pietro Maria Bagnadore). Здания примечательны вмонтированными в фасады могильными плитами древнеримской эпохи.
Повернув от Piazza Loggia на улицу 24 мая (via XXIV Maggio) можно минут за пять дойти до Piazza Mercato (Рыночная площадь), попутно поглядев на мрачноватую площадь Победы (Piazza Vittoria), облик которой сформировался в первой половине XX века, во времена правления Муссолини. Рыночная площадь выглядит более позитивно – в частности, благодаря небольшому зданию оранжевых тонов. Это Palazzo Martinengo Palatino (Палаццо Мартиненго Палатино) – компактный дворец в стиле барокко, возведённый в XVII веке. Ныне здесь располагается канцелярия университета Брешии.
Напротив этого дворца находится минималистская церковь – Chiesa della Madonna del Lino, построенная в 1608 году по проекту уже знакомого вам архитектора Пьетро Мария Баньядоре.
На этом первая часть обзора исторического центра Брешии заканчивается. Во второй части описаны Римские руины и остатки Капитолийского храма и амфитеатра, Замок, Дуомо Нуово, Дуомо Веккьо (Ротонда), дворец Броллето, монастырь и церковь Санта Джулия, а также церковь Санта Мария делла Карита.