Эта статья является второй частью обзора достопримечательностей исторического центра Брешии (Brescia). Первую часть можно найти здесь; закончилась она Рыночной площадью (Piazza del Mercato). Всего около пяти минут требуется на то, чтобы перейти от неё к площади Павла VI (Piazza Paolo VI). Раньше она называлась Piazza Duomo, так как на ней расположены старый и новый кафедральные соборы Брешии. Однако после смерти Папы Римского Павла VI, который был уроженцем Брешии, площадь переименовали.
Вероятно, прежде всего вы здесь заметите огромный собор – Дуомо Нуово (Duomo Nuovo), строительство которого было организовано в начале XVII века под руководством архитектора Джан Баттиста Лантана (Gian Battista Lantana). Однако лишь к 1825 году этот собор был окончательно достроен. Проект несколько менялся в процессе постройки, поэтому фасад, например, частично выполнен в духе барокко, а частично – в стиле классицизм. Внутри собора можно обнаружить произведения искусства XVI-XVIII веков (авторства Джачинто Дзоболи, Романино, Джузеппе Нуволоне / Giacinto Zoboli, Romanino, Giuseppe Nuvolone).
Слева от Дуомо Нуово находится палаццо Бролетто (Palazzo del Broletto) – старейшее муниципальное здание города; здесь власти Брешии работали ещё тогда, когда она была городом-государством. Часть дворца датируется XIII веком, но со временем он был значительно перестроен и дополнен новыми элементами. Сегодня здесь размещаются префектура, полиция и городской совет. Высокая башня (53 метра) называется Torre del Pegol. Точная дата её возведения неизвестна, но, как гласят письменные источники, в XII веке она уже существовала.
Справа от Дуомо Нуово располагается Дуомо Веккьо (Duomo Vecchio), также известный как Ротонда (Rotonda). Это очень своеобразный храм в романском стиле; форма у него круглая (это не было редкостью для тех времён, но является редкостью сегодня). Построили Дуомо Веккьо в XI веке, но с тех пор его вид изменился; так, нынешняя входная группа со стороны площади Павла VI появилась только в 1708 году. Современный вид собор приобрёл в конце XIX века, однако значительная часть сооружения всё равно сохранилась со времён Средневековья.
Храм является действующим и открыт для посещений; вход бесплатный. Внутри есть на что посмотреть – например, на росписи XVI века, выполненные Романино и Моретто (Moretto, Romanino), на старинную крипту, сохранившуюся от предыдущего храма, стоявшего на месте Ротонды, а также на саркофаг епископа Berardo Maggi 1308 года. Подробнее о Дуомо Веккьо было рассказано в отдельной статье.
Справа от Ротонды находится большое ухоженное здание банка Credito Agrario Bresciano. Оно было построено сравнительно недавно (в начале XX века), а его автором является архитектор Тальяферри (Tagliaferri).
Если от площади Павла VI пройти по переулку Святого Августина (Vicolo S. Agostino), а затем свернуть направо на улицу Музеев (Via dei Musei), то примерно через три минуты вы окажетесь у церкви Санта Мария делла Карита (Santa Maria della Carita), выполненной в стиле барокко. Её построили в XVI веке, но уже в 1640 году она была перестроена, а в первой половине XVIII века вновь модифицирована. Полностью современный вид церковь приобрела в 1825 году. Интерьер церкви богато украшен, росписи на куполе выполнены в технике тромплей, пол сделан из разноцветного мрамора.
Пара минут ходьбы от Santa Maria della Carita по via dei Musei – и вы у древнеримских развалин, на Piazza del Foro. На фото ниже представлена реконструкция – примерно так выглядела эта площадь в эпоху Римской империи. Как вы понимаете, это означает, что Брешия является довольно древним городом. В состав Древнего Рима она вошла в 225 году до нашей эры, и уже тогда это был город; ну а поселение на этом месте существовало задолго до того – предположительно ещё в 1200 году до нашей эры. В древнеримской Брешии (она тогда называлась Бриксией – Brixia) имелись по меньшей мере три храма, акведук, термы, театр…
Сегодня на Piazza del Foro можно полюбоваться на остатки Капитолийского храма (Templo Capitolino), а также театра (Teatro Romano). Капитолийский храм был воздвигнут в 74 году нашей эры по приказу императора Веспасиана. Высота его колонн – около 11 метров. Увы, от храма сохранилась лишь небольшая часть.
Римский театр, от которого тоже сохранилось не слишком много, был построен примерно в то же время, что и Капитолийский храм – во второй половине I века нашей эры, когда Римской империей правила династия Флавиев. Свой «золотой век» этот театр пережил чуть позже, а в конце V века пришел в запустение и был частично разобран. Правда, после этого он ещё в течение несколько веков служил местом общественных сборищ. В период своего расцвета театр вмещал около 15 тысяч зрителей. Была здесь и оркестровая яма.
Если вы продолжите прогулку по via dei Musei, то минуты через три доберётесь до монастырского комплекса и музея Санта-Джулия (Santa Giulia). Он ведёт свою историю с 753 года, когда его начали строить по приказу ломбардского короля Дезидериуса (Desiderius). Поначалу монастырь носил имя San Salvatore, но в 915 году был переименован в Santa Giulia (в честь христианской мученицы, жившей в V веке и убитой за отказ принести жертву языческим богам). Естественно, с тех пор монастырь достраивался и перестраивался (наиболее заметные изменения были сделаны в XII и XV веках). Церковь при монастыре была построена в 1599 году. В 2011 году монастырский комплекс был внесен в список мест Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня в монастырском комплексе Санта Джулия располагается большой городской исторический музей. Важной частью комплекса является капелла Санта Мария ин Соларио (Santa Maria in Solario), построенная в XII веке. Её интерьер примечателен фресками XVI веками (автор большинства из них – Флориано Феррамола / Floriano Ferramola), богато украшенным деревянным крестом короля Дезидериуса и так называемой Липсанотекой (это реликварий из слоновой кости, украшенный резьбой по мотивам Ветхого и Нового Заветов).
От комплекса Санта-Джулия можно вернуться назад по той же улице Музеев и, вновь пройдя римские развалины, повернуть направо, пройти по переулкам Vicolo S. Zanino и Vicolo Gabriele Rosa, после чего, повернув налево, затем почти сразу повернуть направо на Via Militare, дойти по ней до via del Castello, повернуть на неё (направо) и подняться к замку (Castello di Brescia). На всё это может уйти около 20 минут (если идти от римских развалин, то, соответственно, немного меньше).
Находящийся на 245-метровом холме Чиднео замок выглядит весьма грозным. Это один из самых больших замков в Италии, и иногда его даже называют «соколом Италии». Самым старым его элементом является башня Мирабелла (XIII век), возведённая на остатках древнеримских построек. Крепость-дворец Мастио была возведена в XIV веке, в эпоху правления династии Висконти (Visconti). Тогда же был установлен и подъёмный мост, соединяющий верхнюю и нижнюю части замка. После того, как Брешию завоевали венецианцы (в начале XV века), замок был значительно изменен.
Ныне в замке располагаются музей Рисорджименто (или, иными словами, музей объединения Италии), а также военный музей, в котором размещена одна из важнейших в Европе коллекций оружия XV-XVIII веков (около шести сотен предметов на витринах). По самому замку и садам можно гулять бесплатно, но за вход в музеи нужно заплатить. На территории замка есть туалеты с символической платой за вход. Подробнее о Castello di Brescia было рассказано вот здесь.
Под конец добавлю, что это ещё далеко не все достопримечательности Брешии. Этот город очень интересен и явно заслуживает визита, причём в идеале на визит стоит выделить несколько дней. Впрочем, хорошее представление о Брешии, как мне кажется, можно получить и за один день.