Не думаю, что следует пояснять, что такое деловой стиль. Именно в таком стиле одеваются многие бизнесмены, банкиры, юристы, политики… Можно говорить о существовании международного делового стиля и о деловом стиле в целом, но можно и рассматривать отдельные ответвления делового стиля. Американское ответвление является одним из самых известных и популярных. Думаю, понятно, почему именно.
Становление американского делового стиля и его история
Какие факторы повлияли на становление американского делового стиля? Во-первых, английский фактор. Как-никак, когда-то Северная Америка была английской колонией, и из Британии туда переехало немало людей, а связи между США и Англией до сих пор остаются очень плотными.
Второй интересный момент: не секрет, что переехавшие из Англии в США люди были протестантами. О так называемой протестантской этике писал подробно Макс Вебер, но здесь мы на ней останавливаться не будем. Скажу лишь, что протестанты (а особенно пуритане, английские протестанты) стремились быть аскетичными, бережливыми, практичными, суровыми. Отсюда — отсутствие ярких и слишком броских рисунков, откровенно странных силуэтов и вообще консерватизм и осторожность в одежде. В американской деловой среде (хотя и не во всех сферах бизнеса) такие принципы сохраняются до сих пор.
Другой возможный фактор — это климат. Северо-восток США — а это и есть колыбель и главный оплот американского делового стиля (в отличие от Калифорнии, например) – не самое тёплое и солнечное место на Земле. А зависимость яркости и «модности» одежды достаточно чётко прослеживается по расположению страны: если в Италии и других южноевропейских странах любят яркие и смелые вещи, то жители Северной и Центральной Европы более сдержанны и предпочитают мягкие и неброские цвета.
Кроме того, необходимо отметить стремление американцев к одежде, которая не стесняет движений. Как писал ещё в 1964 году Харди Эмис, «американец не любит дискомфорта. Это заставляет его выбирать легкую одежду, что, в свою очередь, возможно только при свободном, не ограничивающем движений покрое костюма» (М.: Слово, 2012, с. 14). Американцы — люди энергичные, активные, подвижные и в большинстве своём они не считают, что ради моды или стиля должны жертвовать комфортом. Отсюда — отсутствие облегающих силуэтов.
Конечно, за последние столетие американский деловой стиль претерпел значительные изменения. Градус официальности одежды планомерно снижается. Заметно влияние Англии — особенно в 1920-е годы, когда в США иконой стиля был будущий Герцог Виндзорский, а тогда Принц Уэльский Эдуард. Кроме того, конечно, повлияла и Италия.
1930-е годы считаются золотым десятилетием американского стиля. Как пишет Алан Флассер, «несмотря на то, что 1920-1930-е характеризуются экономическим хаосом в Америке, именно тогда появилось поколение, которое в XX веке одевалось лучше всех. Суть не в том, насколько хорошо одевались состоятельные граждане, а в том, что вкусы среднего американца были практически такими же» (М.: МИФ, 2012, с. 16).
Подобной точки зрения придерживается и Майкл Антон, а Свен Рафаэль Шнайдер даже выпустил отдельную электронную книгу, в которой в деталях разобрал мужскую моду 1930-х годов (об этой книге я писал вот тут).
После Второй мировой войны в США особенно популярной стала одежда очень свободного покроя — в частности, костюмы-саки, изобретённые Brooks Brothers ещё до этого. Ткани и оттенки были очень простыми; Алан Флассер замечает, что «в 1950-х годах типичный бизнесмен буквально прятался за своим серым фланелевым костюмом. Политический климат той эпохи требовал консерватизма и однообразия» (с. 12).
В 1960-е-1980-е произошла революция, которую некоторые называют «павлиньей». Американцы стали носить гораздо более яркую и модную одежду, нежели раньше. Однако деловую среду эта революция затронула не в такой уж сильной мере. Правда, параллельно во второй половине XX века произошло еще одно явление: одежда стала более доступной, развился рынок модной готовой одежды, в том числе и очень доступной по цене. Если в 1930-е в деловой среде США было принято шить одежду на заказ, то с середины XX века эта тенденция пошла на спад. Многие стали не просто покупать готовую одежду, но готовую одежду слишком странную, слишком модную, безвкусную и низкокачественную. Падение качества готовой одежды — ещё одно печальное событие последних десятилетий.
А кроме того, во второй половине XX века происходило смягчение дресс-кодов, одежда становилась всё демократичнее и неформальнее. Многие компании, стремясь показать свою динамичность, отменили или значительно смягчили дресс-коды или же — если речь идёт о молодых фирмах — игнорировали их с самого начала. Так круг американцев, одевавшихся в деловом стиле, к началу XXI века значительно уменьшился. Указанное выше стремление американцев к максимальному комфорту только усугубило эту тенденцию, и многие стали одеваться в джинсы, футболки и свитшоты, в том числе и бизнесмены, стремившиеся продемонстрировать либо свою «демократичность», либо прогрессивность и отсутствие консерватизма.
Однако говорить о смерти американского делового стиля, конечно, рано. Современный американский деловой стиль, безусловно, отличается от стилей 1930-х годов и 1950-х годов, но всё равно весьма консервативен. Давайте рассмотрим отдельные элементы гардероба, характерные для него.
Костюмы
Как правило, это костюмы достаточно консервативных силуэтов, не слишком зауженные, но выглядящие вполне современно. Американцы уже давно отошли от так называемых саков, свободных силуэтов, которые были популярны в середине XX века. Сейчас силуэт американского костюма стал более чётким, но не слишком облегающим.
Алан Флассер в своей книге Clothes and the Man называл подобный силуэт американским модерном (с. 30). Наплечники (плечевые накладки) не очень объёмные или вообще минимальные, сам силуэт несколько притален, застёжка на две пуговицы (реже встречаются так называемые «ложные трехпуговичные» варианты), не очень широкие лацканы и весьма широкие проймы. Пуговицы у дорогих пиджаков сделаны из рога или корозо, у дешевых — из пластика. Ручная работа характерна для очень дорогих готовых пиджаков, а также для пиджаков, сшитых на заказ у хороших bespoke-портных.
Американские деловые костюмы сшиты в основном из темных тканей синих и серых тонов. Майкл Антон называет тёмно-синий костюм в сочетании с белой рубашкой и красным галстуком вашингтонской униформой (с. 154). И действительно, такой ансамбль любят и бизнесмены, и многие американские политики; вероятно, это связано с цветами американского флага. Кроме того, классикой для деловой одежды является серая фланель. Патриоты могут оставить значок с американским флагом, который Brooks Brothers вставляет в петлицы своих костюмов Made in USA или купить его отдельно и вставлять в петлицу иного костюма. Таким значком, например, щеголяет Джон Керри, госсекретарь США.
Летом популярны более светлые костюмы, в том числе бежевых и голубых тонов. Одной из классических американских летних тканей является seersucker, очень лёгкая хлопковая материя в характерную полоску (обычно голубовато-синих тонов). Из рисунков костюмных тканей популярны тонкая полоска, неброская ёлочка и (в значительно меньшей степени) клетка «Принц Уэльский». Типы тканей — как гладкие шерстяные (их ещё называют камвольными), так и ворсистые (фланель, о которой я подробно писал вот тут).
Рубашки
Американская классика — это рубашка с большим мягким воротником на пуговицах от Brooks Brothers. Почти все такие рубашки ныне делаются в Малайзии, и лишь небольшая часть до сих пор отшивается в США.
Разумеется, на деловые встречи американцы обычно надевают не рубашки с воротниками на пуговицах, а более строгие модели, преимущественно однотонные белых и голубых тонов, а также полосатые. Крой — не слишком узкий, в меру свободный. Кроме того, для американских рубашек характерны две длинные складки вдоль центральной линии спинки.
Галстуки
Известно, что полоски на американских галстуках склоняются вправо, и этим отличаются от полосок на английских «полковых» галстуках. Так сделала компания Brooks Brothers — специально для того, чтобы англичане на встречах с американцами не смущались галстуками, которые совпадали бы по виду, например, с галстуками каких-то английских военных подразделений.
Конечно, в США носят не только полосатые галстуки. В деловой среде предпочитают также однотонные и крапчатые модели. Очень популярны разные оттенки красного, а кроме того — синего и серого цветов. Кое-кто носит даже розовые галстуки, но это нельзя назвать классикой американского делового стиля. Материал — почти исключительно шёлк. Слишком широкие галстуки в американской деловой среде (как и практически в любой другой) непопулярны, слишком узкие — тоже. Классикой сейчас является галстук шириной около 8 сантиметров и с не очень толстой подкладкой.
Платки для нагрудного кармана в американской деловой среде распространены слабо. Впрочем, некоторые политики, например, не отказываются от этого аксессуара. В качестве примера можно привести Рональда Рейгана, любившего простой белый платок, а также Уилли Брауна, который носит платки с разными узорами и укладывает их замысловатыми способами.
Обувь
Американцы любят чёрную обувь, но многие носят и коричневую, а также бургундского цвета. Это могут быть как строгие оксфорды (которые в США часто называют балморалами — balmolars), так и дерби (их порой именуют блучерами — bluchers, хотя корректнее было бы говорить «блюхеры»/»блюхерс», так как Blucher — это фамилия прусского генерала, в честь которого и появилось название bluchers). Кроме того, носят пенни-лоаферы, и лоаферы с кисточками. Кожа — гладкая телячья и, в меньшей степени, кордовская.
Бренды, на которые стоит обратить внимание любителям американского делового стиля:
- Alden (классическая обувь)
- Alexander Kabbaz (рубашки на заказ)
- Allen Edmonds (классическая обувь)
- Bass (обувь)
- Brooks Brothers (одежда, обувь и аксессуары)
- Florsheim (обувь) — вариант более бюджетный, чем Alden и Allen Edmonds, но и уровень ниже
- Frank Shattuck (костюмы на заказ)
- J.Press (одежда)
- Oxxford (одежда)
- Ralph Lauren (классические модели одежды, обуви и аксессуаров)
- Raphael Raffaelli (костюмы на заказ)
- Southwick (костюмы)
В чём преимущества американского делового стиля?
Прежде всего, в сдержанности. Одевшись подобному деловому американцу, вы вряд ли привлечете к себе внимание и вряд ли у кого-то вызовете раздражение. Кроме того, одежда в американском стиле весьма удобна, не стесняет движения и выглядит вполне естественно.
Всё-таки «блюхеры», а не «блатчеры», т.к. названы в честь немецкой фамилии.)
Это интересный момент. Да, если ориентироваться на происхождение слова — блюхерс, так что я внес соответствующую правку, спасибо! Но вообще сами американцы, как я понял, обычно говорят «блучерс». На англоязычном стайлфоруме, кстати, есть несколько веток с обсуждением того, как же правильно произносить это слово… Кто-то склоняется к блюхерс, кто-то к блучерс.
Кстати, президент Alden Артур Тэрлоу говорит «блучерс»:
http://www.youtube.com/watch?v=Sag9AdfPdI4
Такие вот интересные дела…