Sprezzatura (Спреццатура) — это довольно загадочный итальянский термин, который разные люди понимают порой совсем по-разному. На английский язык слово sprezzatura обычно переводят как nonchalance, что, в свою очередь, в переводе на русский означает «беззаботность», «непринужденность» и даже «небрежность». Примечательно, что слово sprezzatura используют и в сфере искусства, в том числе живописи; сегодня, однако, я буду говорить только о sprezzatura в мире одежды, аксессуаров… ну и стиля в целом.
Раскрыть эту тему довольно сложно. Думаю, что стоит начать вот с такой цитаты известного миланского модельера Лучано Барберы (Luciano Barbera):
A man must face the world with sprezzatura. It literally means detachment, but a better way to think of it is quiet confidence or low-key style. The most forceful statement is understatement. It’s the philosophy behind everything I do.
На русский язык это можно перевести примерно так:
Мужчина должен взаимодействовать с миром без видимых усилий. В буквальном смысле это означает, что вам не нужно показывать, будто вы в чем-то слишком заинтересованы и демонстрировать эту заинтересованность. Впрочем, лучше воспринимайте sprezzatura как олицетворение здоровой уверенности в себе или сдержанный, спокойный стиль. Лучший, самый убедительный способ заявить о себе — это быть сдержанным и не кричать понапрасну. Это философия, которой я придерживаюсь всегда.
Sprezzatura в мире мужской одежды подразумевает:
- Неброские, но грамотно подобранные вещи, хорошо гармонирующие друг с другом, но не создающие впечатление того, что они были куплены друг под друга или в комплекте;
- Соответствие размеров одежды вашим размерам, а также комфорт и хорошее качество кроя одежды (как говорит Майкл Антон, невозможно быть элегантным, если вам неуютно в собственной одежде);
- Отсутствие перфекционизма и стремления всегда быть одетым «с иголочки»;
- Отсутствие какой-либо претенциозности в одежде и отсутствие кричащих элементов в образе (что не исключает возможности интересных, но не слишком броских цветовых контрастов);
- Отсутствие лишних украшений (скажем, лучше обойтись без браслетов, брошек и бутоньерок, а вот платок в кармане вполне допустим, не говоря уже о галстуке).
Некоторые люди считают, что sprezzatura выражается в каких-то отдельных деталях, например, расстегнутых манжетах пиджака или расстегнутых пуговиц воротника button-down. Да, она может выражаться в этих деталях, но к спреццатуре они имеют отношения только тогда, когда выглядят максимально естественно, когда ваш образ выглядит непринужденным, когда нет впечатления того, что вы пытаетесь заявить о себе или о своих доходах. Кроме того, образ без единой детали такого рода вполне может укладываться в рамки философии sprezzatura.
Пожалуй, здесь же разумно упомянуть несколько нюансов:
- Расстегнутые манжеты пиджака выглядят гораздо лучше, когда пуговичные петли на них обметаны вручную.
- Все пуговицы сразу на манжетах пиджака расстегивать следует только в критических случаях, когда это действительно необходимо (но, вероятно, проще будет снять пиджак).
- Расстегнутые пуговки на воротнике button-down хорошо выглядят только тогда, когда воротник весьма широкий, крупный — вспомните классические воротники от Brooks Brothers, которые любил Джанни Аньелли и которые на протяжении последних лет планомерно модифицируются и даже выводятся компанией Brooks Brothers из ассортимента. Подходящие воротники можно встретить и на некоторых неаполитанских сорочках — например, Luigi Borrelli. Кончики расстегнутого button-down’а должны быть слегка прикрыты воротником пиджака, когда пиджак застегнут.
- Никогда не пытайтесь расстегивать все сразу: и манжеты рубашки, и манжеты пиджака, и пуговицы на воротнике button-down, и две верхние пуговицы на рубашке…
- Носить часы поверх манжета рубашки — значит подражать Джанни Аньелли. Небольшой практический смысл, тем не менее, у такого хода есть. Выбирайте рубашки скромного дизайна без блеска и переливов и избегайте дополнительных аксессуаров (браслеты в таком сочетании, например, будут смотреться ужасно).
- В расстегнутых манжетах рубашки больше смысла, чем в расстегнутых манжетах пиджака (летом расстегнутые манжеты рубашки обеспечивают лучшую вентиляцию).
- Высовывать воротник рубашки поверх воротника пиджака лучше тогда, когда в остальном ваш образ неброский. Посмотрите, когда это делает Лука ди Монтеземоло — и, кстати, делает он это не тогда, когда он выступает с речью, а только тогда, когда ситуация позволяет. Sprezzatura — это еще и соответствие ситуации, но таким образом, чтобы никто не подумал, будто вы придаете подготовке к мероприятию или выступлению слишком большое значение.
Самый главный нюанс заключается в том, что любая из упомянутых «штучек» редко выглядит действительно естественной — и это равносильно тому, что зачастую подобные штучки могут резко отдалить вас от sprezzatura. Одной такой штучки на один образ будет вполне достаточно.
Sprezzatura и сочетания предметов одежды
Это очень обширная и интересная тема. Многие приводят в пример Джанни Аньелли, который сочетал с костюмом мокасины и даже ботинки для активного отдыха. Однако поговаривают, что у Аньелли были на то свои причины (в частности, был период, когда из-за травмы классические туфли причиняли ему дискомфорт). Кроме того, далеко не всегда Аньелли использовал подобный ход. Наконец, итоговый ансамбль у него все равно получался довольно гармоничным — в частности, потому, что все предметы одежды и обувь были весьма сдержанными, лаконичными, без лишних украшений и ярких деталей.
Считать ли спреццатурой кеды или кроссовки с костюмом и тому подобные сочетания? Практически всегда — нет, это не спреццатура. Замшевые рыжевато-коричневые лоаферы и костюм? Да, вот такое сочетание в философию sprezzatura вполне укладывается.
Что еще не укладывается в рамки sprezzatura? Неудачные комбинации галстука и платка: увы, такое встречается часто; в идеале вам надо подобрать платок, не похожий на галстук, но при этом хорошо с ним гармонирующий. C белым льняным платком ошибиться невозможно, однако можно проявить больше фантазии, как это любит делать, например, Лучано Барбера.
В целом, при сочетании предметов гардероба нужно стремиться к простоте и естественности. Серый фланелевый костюм и белая рубашка из хлопка-оксфорд — гораздо лучшее сочетание, чем ярко-синий (цвета «электрик») пиджак и белая рубашка из блестящей ткани, да еще и с контрастными пуговицами и/или петлями. Только первый вариант из этих двух сочетаний имеет отношение к sprezzatura.
Мифы о sprezzatura
Миф насчет того, что спреццатура непременно подразумевает какие-то штучки и манипуляции с пуговицами, манжетами и прочим, я уже разобрал. Есть и еще один миф — якобы итальянцы проводят целые часы перед зеркалом, стремясь достигнуть той самой небрежности и непринужденности в образе.
Глубоко ошибается тот, кто думает, будто Джанни Аньелли по два часа в день торчал перед зеркалом. У него были дела поважней. Одеваться как Аньелли можно за 10-15 минут — необходимо только понять саму суть sprezzatura, иметь под рукой соответствующий гардероб (будет достаточно и вполне скромного), научиться завязывать галстук, а также шнурки на ботинках.
И вот здесь-то и кроется разгадка мифа о том, что sprezzatura — это результат многочасовых усилий. Для того, чтобы постичь это искусство, действительно потребуется немало времени. Нужно выбрать правильную одежду, которая подходит вам по стилю/цвету/размеру, нужно научиться корректно ее носить, нужно понять, что вам нравится носить, а также разобраться в сочетаемости разных предметов вашего гардероба. После того, как с этой большой подготовительной работой будет покончено, вы будете одеваться за считанные минуты.
Несколько примеров
Лино Сентиеро — расстегнутые манжеты рубашки. Ничего претенциозного, все обоснованно: летом в Италии очень жарко. Кроме того, в целом этот ансамбль у Лино выглядит гармонично.
Лучано Барбера — часы поверх манжета рубашки. Не знаю, кто осмелится назвать этот образ претенциозным или вульгарным. Все выглядит весьма симпатично, просто и со вкусом.
Снова Барбера. Никаких особых деталей, но прекрасно гармонирующие, в меру яркие вещи в сочетании с общей расслабленностью и приветливостью Лучано.
Лука ди Монтеземоло (он справа). Высунутый из-под пиджака воротник рубашки на фоне общей расслабленности и простых вещей без какой-либо претензии на оригинальность.
Джанни Аньелли. Две пуговицы на одной из манжет пиджака расстегнуты. Никакой нарочитости: вполне естественный образ, очень мягкие и приглушенные тона, все очень просто.
А теперь, на десерт — Лука Рубиначчи. Некоторые его образы — это типичные примеры «антиспреццатуры». Да, он выразительно, интересно одевается, выглядит непринуждённо, но выбирает обычно очень яркие вещи и множество аксессуаров (сильно торчащий из кармана платок, пяток браслетов, фигнюшка в петлице пиджака).
К сожалению, весьма распространено мнение, что вот такое нагромождение ярких аксессуаров, да еще и в сочетании с расстегнутыми пуговицами на пиджаке и, например, двумя расстегнутыми пуговицами на рубашке — это и есть sprezzatura. Повторюсь, это не соответствует действительности. Если говорить строго, это не sprezzatura, это всего-навсего перебор.
Sprezzatura один из тех терминов, которые исчезают когда о них думаешь. Если человек думает, т.е. озабочен как бы казаться беззаботным, то это не Sprezzatura.
Кроме того, есть еще один важный момент. Дело в том, что итальянца с рождения окружает красота, хорошо одетые люди, и та самая беззаботность как философия жизни. То же в какой то мере в отношении одежды — у англичанина. И итальянцу не нужно мучительно заниматься «этой большой подготовительной работой» — он ежедневно видит сотни примеров — и нужно лишь одеться как все. Вкус, таким образом, прививается без усилий с с детства. А вот нам, Россиянам, нужно постараться — у нас такого контекста нет — те примеры, которые мы видим на российских улицах, как правило, чудовищны.
«Лучано Барбера — часы поверх манжета рубашки.» На самом деле у этого человека аллергия на прикосновение к металлу.
А как Вы об этом узнали, если не секрет? Нигде не нашел подобной информации.
Кстати, существуют слухи о том, что Аньелли носил часы поверх манжета рубашки из-за аллергии на металл, но они не подтверждены. В биографии Аньелли об этом не сказано, никаких цитат от врачей и близких никто не приводил, а сам Аньелли говорил, что носит часы таким образом, чтобы быстрее можно было посмотреть время… Хотя теоретически гипотеза правдоподобная.
Что касается Барберы, то он иногда поверх манжеты носит золотые часы: http://www.imgrum.net/media/1066042526966607513_813379986
А на качественное золото, насколько я знаю, аллергии не бывает…