Я уже рассказывал в деталях о том, чем костюм или пиджак высокого уровня отличается от костюма или пиджака базового уровня. К сожалению, некоторые покупатели придают чрезмерно высокое значение одним деталям и недооценивают значение других – а потому я решил написать ещё одну статью на смежную тему. Здесь рассказывается о том, какие признаки хорошего пиджака и костюма важны, а какие – не очень важны и второстепенны.
Важные нюансы
Посадка. Это очень важный нюанс, так как пиджак, сшитый из великолепной на вид ткани и с максимальным вниманием к деталям, будет плохо смотреться, если он плохо сидит. По ряду параметров пиджак можно подогнать по фигуре, но бывают случаи, когда подгонка невозможна или финансово нецелесообразна (например, когда требуется полный перекрой с последующим воспроизведением ручных швов, за что профессионалы попросят 30-40 тысяч рублей).
Ткань. От характеристик и качества ткани зависят и уровень комфорта, и долговечность пиджака. Не забывайте, что ткань не просто должна быть качественной – она должна ещё и соответствовать ситуации, погоде, времени года. Так, пиджак из тяжелого и добротного шотландского твида не стоит носить летом или надевать на важные переговоры в банковской среде, а костюм из высококачественного ирландского льна, напротив, подходит именно для лета, хотя в банковской среде тоже будет эдакой белой вороной.
Материал подкладки. Важно, чтобы подкладка дышала; комфорт пиджака напрямую зависит от степени воздухопроницаемости подкладки. Подробно о материалах для подкладки я рассказывал в отдельной статье; здесь лишь замечу, что купро (бемберг) я считаю лучшим вариантом, хотя вискоза и смесь купро и вискозы – тоже хорошие варианты. Натуральный шёлк не столь хорош, как может показаться, но, конечно, приятнее полиэстера, хотя при этом менее долговечен. Избегайте пиджаков с подкладкой из 100% полиэстера или полиэстера с ацетатом.
Конструкция. Лучший вариант – fully canvassed, особенно с пришитой вручную бортовкой (но вручную пришитая бортовка в готовой одежде встречается крайне редко). Half-canvassed – это уже заметный шаг вниз, так как half-canvassed пиджаки практически всегда проклеиваются сверху донизу и «дышат» хуже, чем fully canvassed (при прочих равных). Fused пиджаки стоит покупать в том случае, если у вас пока нет финансовой возможности покупать fully canvassed или half-canvassed модели… или в том случае, когда пиджак вам нравится, сшит из хорошей ткани, хорошо сидит и стоит не слишком дорого. Подробнее о разнице между half-canvassed, fully-canvassed и fused пиджаками я рассказывал в отдельной статье.
Добавлю, что если вы ищете неформальный пиджак, то можете встретить полностью unstructured (deconstructed) модель – без подкладки, бортовки и клеевой. Это тоже хороший выбор, если вам нравится такой стиль. Однако полностью unstructured пиджаки весьма редки, а термин unstructured (deconstructed) нередко применяется по отношению к «облегчённым» пиджакам конструкции fused.
Проймы. Любители дорогой классической одежды всегда высказываются в пользу высоких и узких пройм, так как они обеспечивают большую свободу движения и к тому же делают пиджак элегантнее. Однако не стоит сбрасывать со счётов личные предпочтения и особенности своей фигуры. На многих готовых пиджаках проймы широки потому, что производитель пытается сделать пиджак как можно более универсальным, и связано это с тем, что некоторым мужчинам больше подходят довольно широкие проймы. Кроме того, те, кто довольно часто потеют, тоже могут отдать предпочтение умеренно широким проймам.
Менее важные детали
Материал пуговиц. Он не влияет на комфорт и долговечность; к тому же пуговицы легко заменить. Современные пластиковые пуговицы могут быть красивыми и прочными, но иногда ещё встречаются посредственные экземпляры, которые могут банально сломаться, потрескаться или облезть. Впрочем, пуговицы из натуральных материалов иногда тоже могут быстро выйти из строя – например, после неправильной химчистки.
Рабочие манжеты. Не влияют на комфорт и долговечность. Более того, некоторые рабочие манжеты щеголяют ужасно обметанными и страшными петлями, и таких стоит избегать. Один из самых нерациональных поступков – купить пиджак fused с рабочими манжетами, когда доступен пиджак fully-canvassed с нерабочими манжетами, который вам подходит и вас полностью устраивает.
Ручная работа. На комфорт влияет, но не все мужчины замечают это влияние. Эстетическое значение есть у вручную обмётанных петель (если они обмётаны аккуратно) и у ручной вспушки (как правило, смотрится элегантнее машинной, но бывают исключения). Впрочем, вручную сделанные карманы тоже смотрятся изящнее «машинных», но разницу заметит только профессионал или же очень наблюдательный человек.
Псевдоручная работа. Иногда может говорить об уровне выше среднего (например, когда подкладка снизу подшита широкими стежками на особой машинке), но иногда встречается и на бюджетных, очень заурядных и даже посредственных пиджаках (например, псевдоручная вспушка на лацканах или псевдоручные швы на подкладке по бокам).
Совмещение орнамента на стыках. Имеет лишь эстетическое значение, однако по степени совмещения орнамента на стыках можно определить общий уровень изделия и мастеров, которые его шили. Кроме того, если вы покупаете пиджак именно с орнаментом, то, скорее всего, делаете это в том числе и из эстетических соображений… и тут всё-таки важно, чтобы орнамент был совмещён как можно лучше.
Контрастные элементы (петли; нитки, которыми пришиты пуговицы; вспушка и так далее) не свидетельствуют о высоком качестве пиджака (а порой говорят о не слишком хорошем вкусе владельца изделия). Яркая и/или цветастая подкладка тоже не гарантирует высокое качество пиджака.
Декоративная отделка и приятные мелочи. «Полулуны» возле карманов, петелька для цветка/бутоньерки на оборотной стороне лацкана, изящно или незаурядно оформленные внутренние карманы и тому подобные детали могут говорить о высоком уровне пиджака, но практическое значение у таких элементов минимальное. Кроме того, петельку для цветка могут сделать практически в любом ателье – её и самостоятельно несложно создать (подробнее см. статью о бутоньерках).
Страна производства. Высококачественный костюм или пиджак может быть произведён не только в Западной Европе, но и в Азии, Америке или Восточной Европе, а в Италии, например, производят не только очень хорошие, но и весьма заурядные и даже посредственные изделия.
Очень хочется поспорить про подкладку из натурального шёлка. У меня есть такая на пиджаке Pal Zileri Sartoriale и, пожалуй, это лучшее, что в качестве подкладки можно придумать. Удивительно мягкий, гладкий и приятный на ощупь твилл ёлочкой, таких приятных тканей даже не подкладочных еще поискать надо. Такой же точно встречал еще на пиджаках Luciano Barbera. Купро по сравнению с ним — грубая невзрачная ткань очевидно ниже уровнем (мне вообще, честно говоря, купро кажется грубоватым материалом, даже вискоза и даже ацетат бывают приятнее на ощупь — хотя, конечно, они менее прочные).
ну спорить то не чего) так как «на вкус и цвет товарищей нет»…
Шелк выше уровнем по каким параметрам? По цене, эстетичности и нежности — несомненно. А если по цене-качество (долговечность, неприхотливость, воздухопроницаемость) купро лучше. Летом шелк плохо дышит и вызывает потение, протирается быстрее гораздо чем купро. Это как костюмы ткани от 160s и выше — красиво, приятно но не долго… Практически все именитые производители костюмов ставят купро, в том числе и на дорогие модели, шелк на подклад редкость, zilli делают все на шелке..
Ну поспорить захотелось конкретно с фразой «шелк не столь хорош» и со сравнением с полиэстером. Шелковая подкладка того уровня, которую используют Pal Zileri как раз «по эстетичности и нежности» вообще вне конкуренции, вот тут поспорить не с чем )) При этом не могу сказать, что потею в этом пиджаке хотя бы немного сильнее, чем в пиджаке с подкладкой из купро, на мой взгляд вообще разницы никакой нет. (хотя шёлк вроде бы достаточно жаркий материал, так что я сам не понимаю, почему с ним нет никакого парникового эффекта. но его нет, проверено). И износа никакого при нечастой носке не замечено. Но у меня этот пиджак не рабочая лошадка, понятия не имею, как бы он вёл себя при ежедневной носке. По соотношению цена-качество конечно всё уже не так очевидно, наверное лучше сэкономить, тут тоже спорить не с чем.
Согласен, что шелк хорош) и костюмы от 160s очень хороши.. Тактильно купро по любому попроще атласного шелка. Если не говорить о цене, то получается плюс купро в большей воздухопроницаемости летом, с другой стороны зачем плотный пиджак летом? Есть лен, есть смесовые, есть «холодная шерсть» и есть тонкие летние без подклада или частично, есть и шелковые пиджаки даже) . А осенью с шелком жарко не будет точно) По поводу истираемости, про пиджак не знаю (у меня у всех купро), есть вельветовые слаксы zilli с шелковым подкладом и карманами, за пол года (при том что брюки конечно же не одни) он весь сильно потерт, зачем в брюках шелк, лучше бы вообще хлопок был… В итоге шелк по любому хорош и лучше немного купро и однозначно вискозы и тем более искусственных полиэстеров, ацетатов. Но он дороже и менее долговечен чем купро.. лично мое мнение..)
Грубая? Странно про это слышать… Я ни разу не встречал грубый бемберг/купро. Да, обычно ткань из этого материала довольно невзрачная (хотя при желании можно произвести и яркую, с необычную орнаментом), но гладкая, шелковистая, приятная на ощупь.
У меня есть пальто с подкладкой из ацетата и пиджак с подкладкой из 70% вискозы 30% полиэстера — и я бы сказал, что в сравнении с ними купро явно приятнее на ощупь. Брюки с подкладкой из 100% вискозы — точно не лучше по тактильным ощущениям, чем 100% купро, хотя очень похоже. Что касается шёлка, то качество/тактильные ощущения у него могут заметно варьироваться — я встречал образцы заметно менее приятные на ощупь, чем купро… но и более приятные тоже, разумеется. Кроме того, это дело вкуса. Мне, например, подкладка из купро кажется более гладкой на ощупь, чем шелк на галстуках Pal Zileri и Lanvin и похожей по той же гладкости, например, на шёлк платков Turnbull & Asser и Luigi Borrelli (тактильные ощущения во всех этих случаях не одни и те же, речь только про гладкость).
Что касается Luciano Barbera, то похоже, что у них упало качество после смены владельца — сейчас для подкладки они используют смесь вискозы с ацетатом. Раньше они обычно использовали всё то же купро, хотя, вполне возможно, иногда делали и подкладку из шелка, особенно в верхней линейке. Вообще же надо будет собраться и посмотреть внимательно, как изменился уровень их изделий за последний год…
Если говорить о практике, то купро дешевле высококачественного натурального шелка, более износостойка и лучше подходит для жаркой погоды.
Грубый — только по сравнению с шёлком. Причём я понимаю, что шёлковые ткани тоже бывают разные, и например мой шёлковый галстук Lanvin (думаю, они специально такие ткани для галстуков выбирают) заметно грубее среднестатистической подкладки из купро. А костюм из шёлка дюпиони еще грубее. Но речь вообще не о таком шёлке. Подкладка у Pal Zileri — нежнейшая, гладкая, приятнейшая на ощупь, намного приятнее, чем тот шёлк, который используется в 90% галстуков любого уровня. (Где-то на styleforum встречал даже такой комментарий, что пиджаки Pal Zileri Sartoriale надо покупать хотя бы из-за их замечательной подкладки, и я пожалуй с этим согласен). Именно такую шелковую подкладку (атласный твилл елочкой) встречал только у Luciano Barbera в паре пиджаков, не из последних коллекций точно.
А сравнительная грубость купро — это обратная сторона его прочности. Это твердое волокно, и ткань из него тоже тактильно тверже, чем обычная вискоза, которая бывает нежная как пух. На подкладку конечно идёт более прочная, но все равно она мягче, чем бемберг. Вот я люблю мягкие нежные ткани и ни в коем случае не считаю это свойство недостатком, скорее наоборот.
Посадку пожалуй стоит вверх вынести.
Идеально сидящий плохой пиджак лучше плохо сидящего хорошего.
Поднял «Посадку» вверх. В общем-то, в разделе «Важные нюансы» всё весьма важное, но посадку действительно стоит поставить выше конструкции — хотя бы на тот случай, если кто-то вдруг подумает, что пункты расположены по приоритетности.
Дмитрий, добрый день! Недавно, находясь в поисках брюк из фланели, наткнулся в интернете на марку мужской одежды Spier & Mackay. Сходив на их сайт, был приятно удивлён ценами, а также описанием предметов одежды. Так, костюмы из итальянских шерстяных тканей у них продаются за 600 долларов, с подкладкой из купро, с пуговицами из рога, в двух-трёх фитах — от классической посадки до слима. Распродажные — ещё дешевле! То же и по брюкам, рубашкам, пиджакам… Также поискал отзывы в интернете. На англоязычных ресурсах сравнивают с продукцией Suit Supply, отзывы достаточно тёплые. Из минусов — доставка только в США и Канаду, что решается с помощью мэйлфорвардинга. Что-нибудь слышали-видели? Что думаете об одежде этой марки — хотя бы по информации из интернета?
Добрый день, Олег!
Прошу прощения за то, что система не пропускала Ваш комментарий и почему-то принимала его за спам.
Судя по информации на сайте Spier & Mackay, у этого бренда может быть хорошее и даже отличное соотношение цены и качества. Я их одежду вживую не видел. Непонятно, почему под логотипом они пишут Handmade, но это явно мелочь, конечно. Для half-canvassed, судя по картинке на их сайте, бортовка несколько коротковата, хотя четких стандартов тут нет, но в идеале она должна спускаться ниже верхней пуговицы, что встречается, например, на костюмных пиджаках Brooks Brothers линии 1818 (изготовленных на фабрике Lardini). При этом термин half-canvassed здесь применим, так как это на картинке показан явно не стандартный chest piece, и в лацканы эта же бортовка заходит (то есть это не fused with padded lapel, описанный когда-то Джеффри Дидучем).
С тканями есть некоторые нюансы: скажем, я бы не решился ставить Soktas (Турция) в один ряд с Thomas Mason, памятую о том, насколько прохладно о них отзывал Александр Каббаз. «Египетский хлопок», как я уже когда-то писал — понятие расплывчатое, широкое. У T.M.Lewin тоже есть сорочки из египетского хлопка, но этот египетский хлопок значительно отличается от того египетского хлопка, который используют для своих тканей, например, Alumo или David & John Anderson. Что касается костюмных тканей, то «итальянские шерстяные ткани» — это понятие опять же довольно расплывчатое и широкое. У марок, которые указаны на сайте Spier & Mackay, есть ткани с хорошим и очень хорошим соотношением цены и качества, но они порой могут быть, скажем так, довольно непритязательными по уровню.
ККК
К — комфорт (посадка, тактильные ощущения материи и т.д.)
К — качество (материалы, детали отделки и т.д)
К — красота (совмещение рисунка, общий вид модели и т.д.)
К сожалению не помню от куда эта «формула».
Это я к тому, что сперва эти три ПЕРВЫХ критерия, а потом всё остальное.