Классификация брендов по принципу их работы

Это глава из неизданной книги «О брендах без прикрас». Общая информация об этой книге и введение размещены здесь. Предыдущая глава, которая называется «Специализации брендов», находится тут.

Можно выделить три большие группы брендов. К первой группе относятся марки, которые принадлежат компаниям, занимающимся дизайном и разработкой товаров, а также их производством и (хотя бы отчасти) продвижением. Другими словами, эти компании / бренды занимаются своими товарами от начала и до конца. Правда, иногда это верно по отношению лишь к части их ассортимента. В качестве примеров товаров таких торговых марок можно привести костюмы Caruso, рубашки Turnbull & Asser, носки Bresciani, обувь Crockett & Jones, аксессуары из рога Abbeyhorn. (В скобках замечу, что Caruso, Turnbull & Asser и даже Crockett & Jones как раз относятся к числу марок, которые самостоятельно производят лишь часть своих товаров – другое дело, что эта часть может быть очень значительной).

носки бренда BrescianiФрагмент носков Bresciani

Во вторую группу я включаю бренды, которые занимаются дизайном и разработкой, а также продвижением своих товаров, но не располагают собственными производственными мощностями, так что заказывают производство этих товаров на сторонних фабриках (заводах). Типичными примерами здесь являются бренды Ralph Lauren и Amazon Kindle. Кроме того, сюда можно отнести и Apple, но с интересной оговоркой: компания Apple не владеет фабриками, которые производят смартфоны или ноутбуки, однако она владеет многими «орудиями производства» (машинами), установленными на фабриках, производящих её устройства (см. здесь).

простыня бренда Ralph Lauren

Фрагмент простыни Ralph Lauren Home

Бренды третьей группы используют готовые разработки, но продвигают их под своими именами; изредка они вносят в них некоторые изменения (например, модифицируют программное обеспечение, занимая таким образом промежуточную позицию между третьей и второй группами). Это весьма многочисленная группа брендов. К ней можно отнести многие торговые марки, представленные на российском рынке. Например, в одной из предыдущих глав мы увидели, что в амплуа бренда третьей группы нередко выступает торговая марка Bork, продающая под своим именем разработки фирмы Breville (разумеется, на абсолютно законных основаниях).

Может ли один и тот же бренд относиться сразу к двум или трем группам? Да, может.

 

Продолжение следует! Ближайшая глава – «Линейки брендов».

 

(с) Дмитрий Васфилов, 2016-2020. Перепечатка и копирование допускаются только с письменного разрешения автора. Цитирование фрагментов разрешено с указанием активной ссылки на источник / оригинал.

 


 

3 Replies to “Классификация брендов по принципу их работы”

  1. Во вторую группу можно включить вообще большинство производителей электроники. Даже схемотехнику почти все на аутсорс отдают, не говоря уже о железе. К слову, Эппл сам все проектирует. Даже процессоры. В штатах вроде собственные заводы есть.

    • Собственные заводы у Apple? А какие именно, где именно? Мне как-то не попадалась о них информация, хотя я глубоко не копал… Знаю, что производством процессоров для Apple занимается фирма TSMC.

      Добавлю, что Apple не всё проектирует самостоятельно. Достаточно вспомнить хоть модемы.
      https://www.ixbt.com/news/2020/10/22/iphone-12-snapdragon-x55.html

      Если попытаться найти компанию, которая очень многое проектирует и производит самостоятельно, то мне здесь сразу вспомнится Samsung. Собственные процессоры, дисплеи, оперативная память, SSD накопители, модемы… Пять собственных заводов по производству различных чипов, собственные фабрики по производству хоть тех же смартфонов. И крупным клиентом Samsung, кстати, является та же Apple, которая закупала/закупает у него дисплеи, оперативную память, постоянную память (к примеру, https://fortune.com/2017/10/04/samsung-apple-profits-iphonex/ )

      • Боюсь, что поспешил. В свое время пошла информация, что Эппл переносит производство Мак Про в США
        https://www.apple.com/newsroom/2019/09/apples-new-mac-pro-to-be-made-in-texas/
        Но, пока подвижки здесь слабые.
        Кроме инвестиций
        ======================
        Apple находится на пути к выполнению своего обязательства инвестировать 350 миллиардов долларов в экономику США к 2023 году. Только в прошлом году компания потратила более 60 миллиардов долларов на более чем 9000 внутренних поставщиков по всей стране, в том числе на производственных предприятиях в 36 штатах.
        ======================
        …и покупки модемного производства у Интела за миллиард
        https://www.nbcnews.com/tech/tech-news/why-tim-cook-dropped-1-billion-intel-s-modem-chips-n1034901
        собственных заводов наверное нет.

        Samsung Electronics Co., Ltd. (подразделение Samsung Semiconductor) — да, один из крупнейших производителей электроники (только процессоры не производит).

        Когда была «война» с Apple по патентам, Самсунг продолжали отгружать комплектующие Apple. Хотя, если бы остановили поставки, то урон бы Эппл был нанесен колоссальный. Но после этого с ними никто бы не стал работать.

        И про инвестиции Apple — они же тоже не просто так деньги раздают. Покупают акции, входят в советы директоров и т.п., прямо или косвенно влияют на бизнес других компаний.