Рекламные плакаты алкогольных напитков: экскурс в историю

В конце XIX века произошла мини-революция: производители различных алкогольных напитков начали массированные рекламные кампании, направленные на продвижение своих брендов в массы. В конце XIX — первой половине XX века было создано огромное количество постеров, основной целью которых являлось привлечение внимания людей к тому или иному напитку, а точнее даже — бренду напитков; именно на рубеже XIX и XX веков началась эпоха алкогольных брендов.

Становлению этой эпохи способствовали многие факторы: развитие транспорта (в частности, железнодорожного и морского, а позднее и автомобильного), рост производства и конкуренции, постепенное улучшение уровня жизни людей, осознание предпринимателями важности продвижения своей продукции. Кроме того, в XIX веке активно развивалась техника литографии, которая позволила печатать в больших количествах цветные постеры.

Технику литографии, сделавшую возможной массовую печать изображений, изобрёл немец Johann Alois Senefelder ещё в 1796 году. Но техника хромолитографии, позволявшая размножать цветные изображения, была запатентована позднее — в 1837 году, а в реальности, как считают историки, стала использоваться ещё позже, а постеры стали активно печатать только с 1880-1890-х годов.

Основной идеей постеров алкогольных напитков было создание у потребителей твёрдой ассоциации тех или иных напитков с успехом в жизни, с удовольствием и наслаждением.

Компании, осознавшие важность рекламы, вложившие в неё средства, привлекавшие к созданию постеров известных иллюстраторов, добились внушительного успеха. Среди таких компаний — Martini, Cinzano, Campari, Ricard и некоторые другие. Особенно активно продвигались при помощи постеров вермуты, биттеры (горькие настойки), абсент и игристые вина. 

 

Художники

Среди самых известных художников, специализировавшихся на плакатах, стоит отметить Леонетто Капьелло (Leonetto Cappiello), Марчелло Дудовича (Marcello Dudovich), Жюля Шере (Jules Cheret). Несколько менее известны Леопольд Метликович (Leopold Metlicovitz), Анри Прива-Ливмон (Henri Privat-Livemont), Фортунато Деперо (Fortunato Depero), Энрико Сакетти (Enrico Sacchetti) и некоторые другие. Стоит отметить, что все эти художники создавали постеры далеко не только алкогольных напитков (а ещё, например, различные афиши, рекламу курортов, одежды, аксессуаров и так далее).

 

Леонетто Капьелло (годы жизни: 1875-1942)

Пожалуй, Капьелло создал больше постеров алкогольных напитков, чем кто-либо из его коллег. Итальянец по происхождению, он большую часть жизни прожил в Париже, художественного образования не имел, но сейчас считается одним из «отцов» современной рекламы. Постеры он начал создавать с 1900 года; кроме того, работал как карикатурист. К Леонетто Капьелло обращались с заказами многие бренды, в том числе — Campari, Benedictine, Fernet Branca и Cinzano.

Постер для Maurin Quina, 1906 год:

Постер для Cinzano, 1910 год:

Постер для Cinzano (Asti), 1910 год:

Постер для Campari, 1921 год:

 

Марчелло Дудович (годы жизни: 1878-1962)

Дудович, родившийся в 1878 году в Турине, ныне, наряду с Капьелло, считается одним из основателей «постерного» искусства. Он, в отличие от Капьелло, имел художественное образование и создавал не только постеры, но и иллюстрации и обложки для книг; правда, известен он ныне именно благодаря постерам. Среди его самых известных заказчиков — Martini и Campari.

Постер для Martini&Rossi, 1918 год:

Постер для Campari, 1921 год:

 

Жюль Шере (годы жизни: 1836-1932)

Этого француза называют «отцом» современного постера. Он обучился рисованию и искусству литографии в конце 1850-х — 1860-х годах, создавал постеры для мьюзик-холлов, кабаре, театров; выполнял заказы и производителей напитков — в частности, Dubonnet.

Постер для Dubonnet, 1895 год:

 

Постеры других иллюстраторов

Henri Privat-Livemont, постер для абсента Robette, 1896 год:

Enrico Sacchetti, постер для Campari, 1921 год:

Attilio Bresciani, постер для вермута Andreoli, 1921 год:

Рекламное агентство Maga (Париж), постер для Fernet Branca:

Fortunato Depero, постер для Campari, 1928 год:

 


 

One Reply to “Рекламные плакаты алкогольных напитков: экскурс в историю”

  1. Удивительный кич. Полузабытая журнальная реклама водки «Абсолют» на фоне этой пошлятины вспоминается как произведение искусства.