Музей прикладного искусства в Вене

До сегодняшнего дня я рассказывал только о небольших и малоизвестных музеях Вены. В этом городе, однако, есть и очень крупные именитые музеи, экспозиции которых тоже заслуживают внимания. Музей прикладного искусства (Museum fur angewandte kunst, MAK) – один из них. Он занимает большое здание в центре Вены в стиле неоренессанс. Интерьер основного холла этого здания выглядит весьма впечатляюще.

MAK hall MAK Hall interiorЭкспозиция этого музея тоже очень любопытна. Пожалуй, в основном МАК концентрируется на предметах интерьера – мебели, текстиле, аксессуарах. Здесь можно обнаружить как сравнительно современные вещи, так и весьма старые – XVI-XVIII веков. Географическое происхождение экспонатов тоже варьируется: встречаются не только австрийские изделия, но и итальянские, и индийские, и персидские. Так, в музее имеется отдельный зал, посвященный восточным коврам.

Carpets_MAK1 Carpets MAK Carpets in MAK ViennaВ другом зале можно обнаружить мебель и другие предметы интерьера эпох барокко, рококо и классицизма. Особое внимание привлекает так называемая Фарфоровая комната, обстановка которой датируется серединой XVIII века. Она была перевезена в МАК из дворца Дубски, который располагается в городе Брно (ныне Чехия, раньше был входил в состав Австро-Венгрии). В XVIII веке подобные «фарфоровые комнаты» были весьма модными в Европе. Фарфор, кстати сказать, в то время поступал как из Китая и Японии, так и из европейских мастерских. В случае этой комнаты из дворца Дубски речь как раз идет о европейском фарфоре – в том числе производства венской мастерской Du Paquier.

Porcelain-room1

Porcelain-room2aОдной Фарфоровой комнатой экспозиция зала барокко, рококо и классицизма, понятное дело, не ограничивается. Там есть и рама для зеркала начала XVIII века, и старые двери, и небольшие столы, и шкафы-секретеры. Вот, например, секретер, изготовленный в Вене ориентировочно в 1720 году. Для него использовалась древесина грецкого ореха.

Секретер 1720 годаДругой интересный зал посвящен мебели и посуде эпохи стиля бидермейер (biedermeier). Этот стиль был весьма популярен в Австрии в первой половине XIX века. Предметы в духе бидермейера старались делать функциональными и не слишком пафосными, хотя минималистским этот стиль всё же явно не назовешь. Любопытно, что, как это часто случается, тогдашние австрийцы еще не знали, что они живут в эпоху бидермейера: историки и искусствоведы стали называть её таким образом только в начале XX века.Biedermeier-furnitureBiedermeir-chairРядом с залом бидермейера располагается комната несколько меньших размеров, в которой представлена разнообразная посуда, а также итальянские кружева. Их здесь, конечно, меньше, чем в музее кружева на Бурано в Венеции, но всё же эта небольшая подборка дает хорошее представление об итальянской школе кружевного искусства.

Italian-lacings1Итальянские кружева

PosudaСледующий зал располагает обширной экспозицией стульев и кресел эпохи ар-нуво (югендстиля, jugendstil); это вторая половина XIX века – начало XX века. Подобные стулья можно обнаружить и сегодня в некоторых старых венских кафе. Среди них попадаются очень изящные и оригинальные экземпляры. В качестве материала для каркаса в то время обычно использовался бук.

Jugendstil-chairs1Обратите внимание на второй слева стул на фотографии ниже. Он был сделан в 1898 году по эскизу Адольфа Лоза, одного из самых известных венских дизайнеров и архитекторов эпохи югендстиля. Каркас стула выполнен из бука, сиденье – из камыша. Другие известные объекты, сделанные по проекту Лоза – это так называемый дом Лоза напротив Хофбурга (рядом с Михаэлеркирхе) и общественные туалеты на улице Грабен, неподалеку от Петерскирхе.

Jugendstil-chairs2На втором этаже венского музея прикладного искусства располагается серия залов, в которых демонстрируются вещи австрийских мастерских конца XIX — первой половины XX веков. Это и мебель, и посуда, и украшения, и всевозможные аксессуары… Есть даже пара цельных интерьеров.

P1000913 P1000921 P1000922P1000920

P1000917Керосиновая лампа самого начала XX века (автор — Tony Selmersheim):

Lamp-1900-Tony-SelmersheimРазумеется, это ещё не вся экспозиция музея. Среди прочих экспонатов большой популярностью среди посетителей пользуются эскизы Климта – самого известного венского художника, репродукции которого в австрийской столице встречаются очень часто. Эти эскизы (их около десятка, и они очень крупные) я почему-то не сфотографировал, но хорошо помню, что они продуманно расположены: напротив целого ряда скамеек, так что в процессе изучения экспонатов музея можно на них сесть и немного отдохнуть — не теряя времени и рассматривая творения Климта.

 

Время на визит

На посещение венского музея прикладного искусства я бы советовал выделить минимум полтора часа, а ещё лучше – два. Впрочем, для полного и вдумчивого осмотра всей экспозиции потребуется ещё больше времени.

Посещение музея прикладного искусства можно совместить с визитом в Штадтпарк, который находится совсем рядом, а также с поездкой по трамвайному кольцу. Кроме того, сравнительно недалеко (в пределах пешей доступности) располагаются собор Святого Стефана, дом Моцарта, дом музыки, соборно-епархиальный музей, Иезуитенкирхе, Доминиканеркирхе и Францисканеркирхе.

 

Справочная информация

  • Адрес: Stubenring 5.
  • Ближайшая станция метро: Stubentor (оранжевая линия – U3). Неподалеку располагается станция Landstrasse (линии U3, U4).
  • Телефон: +43 1 711 36 248, +43 11 712 80 00.
  • Часы работы: ср-вс – с 10 до 18 часов; вт – с 10 до 22 часов. Закрыто по понедельникам, а также 15 августа, 25 декабря 2016 года и 1 января 2017 года. С 24 по 31 декабря 2016 года будет работать с 10 до 15 часов.
  • Стоимость входных билетов: 9,9 евро; лица старше 60 лет, студенты до 27 лет – 7,5 евро; семейный билет (два взрослых и дети) – 13 евро; лица до 19 лет – бесплатно; по вторникам с 18 до 22 часов — бесплатно для всех. Годовой билет — 40 евро.
  • Фотографирование и видеосъёмка: разрешены без вспышки для некоммерческого использования.

 

Другие статьи о Вене

 


 

Comments are closed.