Как известно, в российских магазинах австрийские сыры уже не встречаются, но это не повод отказываться от публикации статей про них. В конце концов, читатели сайта могут приобрести такие сыры в Европе, а кому-то может быть просто интересно узнать о том, какими они бывают. Серию публикаций об австрийских сырах я начал уже давно – вот список предыдущих статей: Tiroler Bergkase, Rahmbrie Bio, Austria Blu, Schardinger Mozart, Schardinger Alpidamer, Schardinger Raclette.
Рассматриваемый сегодня сыр – Der Mondseer – является, согласно информации на сайте Woerle, одним из самых традиционных австрийских сыров с мытой красноватой корочкой. Производится он в соответствии с рецептом из бывшего монастыря Мондзе (Mondsee) – отсюда и название.
Фирма Woerle существует с 1889 года, когда Иоганн Баптист Вёрле (Johann Baptist Woerle) основал предприятие, занимавшееся изготовлением сыра Эмменталь. Оно расположилось во Флахгау, неподалеку от Зальцбурга. Иоганн Баптист был сыроделом с большим опытом работы, и ему удалось собрать привлечь в свою компанию других опытных мастеров – из Швейцарии, Аллгау и Тироля. Кроме того, он создал нечто вроде кодекса предприятия – Woerle называет этот свод правил словосочетанием Purity Law.
В 1902 году управление фирмой перешло к сыновьям Иоганна Баптиста – Иоганну и Йозефу (Johann, Josef). При них предприятие стало активно наращивать объёмы производства и поставлять свои сыры в Рим, Милан, Будапешт, Братиславу и Прагу. В 1925 году фирма приобрела помещения бывшей пивоварни с огромным погребом, получив тем самым площади, необходимые для дальнейшего расширения производства и выдержки сыров.
Четыре года спустя Woerle приступил к выпуску плавленых сыров, которые в ту пору ещё были для австрийцев диковинкой, но быстро завоевали популярность. В 1955 году фирма перешла к Гансу и Мартину Вёрлям (Hans, Martin Woerle), которые модернизировали одну из фабрик, а производство плавленых сыров перенесли на новое место – в город Зекирхен (Seekirchen).
1981 год был отмечен запуском марки Happy Cow и основанием собственной экспортной компании; общее число сотрудников фирмы в те времена уже перевалило за сотню. В 1987 году управление компанией перешло к Герхарду Вёрлю (Gerhard Woerle), а в 2001 году фирма приобрела производителя сыров Mondsee Landkaserei. Далее продолжилось наращивание объёмов производства, а также расширение ассортимента. Сегодня Woerle выпускает 18 разных сыров.
Молоко для сыра Der Mondseer получают от коров, выращиваемых в окрестностях города Мондзе (Mondsee) в Верхней Австрии. Летом эти коровы питаются свежей травой, а зимой – сеном (высушенным на солнце) и богатым минералами зерном, но не силосом. Молоко от таких коров ценится выше обычного, и сыр из него стоит дороже. Woerle получает это молоко от 600 местных небольших ферм в окрестностях Зальцбурга и Мондзе.
Жирность сыра Der Mondseer от Woerle составляет 26%, а массовая доля жира в сухом веществе – 45%. Энергетическая ценность – 322 ккал/100 грамм. В составе – пастеризованное коровье молоко, соль, культура молочнокислых бактерий, краситель аннато (безопасен для здоровья).
Личные впечатления
У сыра Der Mondseer от Woerle – светлая мякоть, по которой рассеяно множество мелких глазков-дырочек. Корочка жёлто-оранжевая, яркая и довольно аппетитная на вид. Консистенция полутвёрдая – не могу назвать её восхитительной, но в целом она достойная, точно не «резиновая». Аромат умеренный по силе, выразительный, немного пикантный, с ароматами пряных трав, сена, кефира. Аромат сельский, но без скотного двора. Вкус довольно простой, с пикантными и пряными нотками, не особенно яркий, но и явно не пресный. Солёность умеренная. Послевкусие средней длины, немного пикантное, слабозапоминающееся.
Где купить и сколько стоит
В Австрии этот сыр можно купить в супермаркетах Spar / Interspar, Penny и BILLA. Цена 450-граммовой упаковки – от 4,5 до 5,5 евро, 200-граммовой упаковки – 2,5-3 евро. В ходе акций цена может снижаться на 25-35%.
Подача
Сыр Der Mondseer от Woerle подходит для бутербродов и сэндвичей, но он может стать и участником сырной тарелки. Естественно, лучше достать его из холодильника где-то за полчаса до подачи, не разворачивая упаковку – тогда букет раскроется наилучшим образом.