Анализ образов – выпуск №4

Попробуем продолжить серию статей «Анализ образов», в рамках которой были опубликованы три поста (раз, два, три). Героем сегодняшнего выпуска станет Кэри Грант (Cary Grant) – известный когда-то американский актёр, про которого в наши дни знает далеко не каждый. Кэри Грант сыграл во множестве фильмов 1930-1950-х годов и считается одним из лучших и самых стильных американских актёров своего времени.

Для сегодняшнего поста были выбраны кадры из фильма «К северу через северо-запад». Он вышел в 1959 году и, на мой взгляд, заслуживает просмотра. Режиссёр – Альфред Хичкок.

Известно, что для съёмок в этом фильме Кэри Грант заказал несколько костюмов в английском ателье Kilgour, French & Stanbury. Как отмечает Кэлли Блэкмен, Кэри Грант снимался в собственной одежде (М.: КоЛибри, 2013, с. 216) — и этим он отличался от многих актёров. Выбранные для фильма «К северу через северо-запад» костюмы весьма простые, из серовато-голубоватых гладких шерстяных тканей в очень неброскую клетку глен (её сложно различить), но это bespoke – они сшиты на заказ по индивидуальным лекалам. Любопытно, что в некоторых сценах, предполагающих значительную нагрузку на костюмы, Грант носил не экземпляры, сшитые в ателье Kilgour, а копии, сделанные в американском ателье Quintano. Пачкать костюмы Kilgour он не захотел.

Обратите внимание на застёжку пиджака. Это «2,5 пуговицы», 3-roll-2, очень универсальный и элегантный вариант. Здесь застёгивается только средняя пуговица. И ещё один момент — умеренная приталенность. Пиджак не натягивается в талии, не образует подобие буквы «Х», не стесняет движения.

Возможно, кое-кто ехидно заметит, что в плечах эти костюмы Кэри Гранту великоваты. На самом же деле в плечах они сидят достаточно нормально. Не по современной моде, но более или менее нормально. И более того, был серьёзный резон удлиннить линию плеч. Как пишет Майкл Антон, «голова Кэри Гранта непропорциональна велика по сравнению с телом, но в фильмах это незаметно <…> он никогда не казался нескладным <…> потому что понимал: достаточно сделать плечи пиджака чуть пошире – и его недостаток станет незаметен» (М.: Добрая книга, 2008, с. 49).

Да, Кэри Грант мог бы заказать пиджаки с плечами «точь-в-точь», но они бы ухудшили его внешность, вот в чём дело. Конечно, при определённых движениях и в определённых ракурсах увеличенные плечи выглядят не лучшим образом и порой посредственно, но это явно меньшее «зло». Обратите внимание на фото в положении «стоя в слегка напряжённом виде». Здесь костюм выглядит фактически безупречно, если учесть, что Грант стоит не вполне ровно. И совершенно нормально, что при положениях «сидя», при движениях рук появляются какие-то складки, и пиджак начинает выглядеть неидеально. Но здесь же я на всякий случай замечу, что без необходимости заказывать или покупать пиджак с заметно удлинёнными плечами вряд ли стоит, тем более что если у вас голова совершенно пропорциональная или вообще небольшая относительно туловища, то она станет визуально меньше, и вы получите только минусы от такого кроя.

Складки на рукавах рубашки тоже нормальны. Как правило, рукава рубашки шьются с небольшим запасом, чтобы они не съезжали к плечу при движениях рук (особенно когда вы поднимаете руки). Чтобы при этом рукав не залезал на ладонь, манжеты делаются достаточно узкими. И, разумеется, складки на основной части рубашки тоже совершенно нормальны, когда вы совершаете движения, и когда рубашка не абсолютно свежая.

Запонки, которые носит Кэри Грант в этом фильме, весьма простые на вид. Серебристо-серые, синие или перламутровые, округлой формы, очень универсальные. Такие модели подходят практически ко всем рубашкам и пиджакам и в принципе не могут выйти из моды. Манжеты рубашки показываются из-под рукавов пиджака практически всегда, и это хорошо. Когда руки опущены или приподняты, они высовываются из-под рукава пиджака немного, а когда подняты довольно высоко, могут высунуться сильнее. Это нормально. Было бы хуже, если бы при поднимании рук манжеты рубашки уезжали бы в глубь рукава пиджака.

Воротник у белой рубашки, которую можно увидеть на Гранте в этом фильме, довольно мягкий и похож на button-down… но это не button-down (кстати, воротник button-down и манжеты под запонки не сочетаются друг с другом).

В фильме «К северу через северо-запад» Кэри Грант носит однотонные или почти однотонные шёлковые галстуки без выраженных узоров – одни из своих любимых. Как пишет Майкл Антон, «изящнее всех однотонные галстуки умел носить Кэри Грант <..> каким-то чудом умудрялся не выглядеть скучно, хотя и предпочитал белые рубашки и простые костюмы» (М.: Добрая книга, 2008, с. 179). Многие образы Кэри Гранта показывают, что вы вполне можете обойтись без ярких и замысловатых аксессуаров и всяких побрякушек типа браслетов и всё равно выглядеть стильно и элегантно. Очень важна основа: костюм (или брюки и пиджак), рубашка, галстук. Эта основа может быть простой, но лучше, если она будет ещё и качественной, грамотно подобранной, умело скроенной.

Галстучные узлы, которые вязал Кэри Грант, были небольшими, упругими. Под узлом обычно имелась ямочка. Соотношение размера узла, размера воротника рубашки и ширины лацканов пиджака, на мой взгляд, весьма гармоничное.

 

Под конец приведу три цитаты из книги Синти Стэмп «Голливудский стиль от А до Я» (М.: Слово, 2013, с. 67-68):

  • «Другие мужчины носят костюмы, но в их случае мы видим мужчину и на нём – костюм. С Кэри Грантом дело обстояло иначе. Костюм был его второй кожей» (актриса Эва Мари Сент, снимавшаяся вместе с Грантом в том самом фильме «К северу через северо-запад»)
  • «К северу через северо-запад – это не кино про то, что происходит с Кэри Грантом, это кино про то, что происходит с его костюмом» (писатель Тодд Макивен)
  • «Серый костюм Кэри Гранта в триллере «К северу через северо-запад» является, пожалуй, самым легендарным в истории американского кинематографа» (редактор и журналист Адам Рапопорт)