Как известно, есть несколько видов экстрадлинноволокнистого хлопка, то есть хлопка с очень большой длиной волокон (от 35 миллиметров). Об этих видах было рассказано как в общей статье, так и в отдельных статьях, однако не все нюансы попадали в поле моего зрения. Сегодня речь пойдёт об интересных тонкостях, связанных с цветом пряжи и тканей.
Хлопок Supima
Наверное, некоторые читатели знают про английский бренд Emma Willis, который специализируется на весьма качественных рубашках, трусах, галстуках и кое-каких других предметах гардероба. Это одна из немногих фирм, указывающих во многих описаниях своих рубашек вид хлопка. Имя производителя тканей она по каким-то причинам не пишет в карточках товаров, но не скрывает и сообщает по запросу. В подавляющем большинстве случаев используемые Emma Willis хлопковые ткани сделаны швейцарской фирмой Alumo.
Ткацкая фабрика Alumo
Однажды я обнаружил следующий интересный нюанс: по какой-то загадочной причине белые хлопковые рубашки Emma Willis обычно создаются из тканей, сотканных из хлопка Pima, в то время как рубашки прочих цветов делаются из тканей, сотканных из египетского хлопка Giza 45. Исключением являются модели из сертифицированного хлопка Sea Island: они бывают как белыми, так и цветными. Здесь же стоит заметить, что Emma Willis предлагает ready-to-wear рубашки только из тканей с номерами пряжи до 170 включительно.
Информация о том, что Alumo использует в том числе экстрадлинноволокнистый хлопок Pima / Supima, мне попадалась и раньше. Однако почему белая рубашка сделана из хлопка Pima, а голубая (к примеру) – из хлопка Giza 45, причём продаются они по одинаковым ценам? (В скобках замечу, что Giza 45 в среднем заметно дороже Pima / Supima).
На соответствующий вопрос мне дал ответ Кристал Джонс (Kristal Jones) – операционный директор Emma Willis (по-английски эта должность называется COO). Он сообщил, что сотрудники Alumo полагают, что хлопок Pima / Supima лучше подходит для производства белых тканей, так как хлопок Giza 45 может иметь некоторое количество примесей / загрязнений (impurities), связанных с особенностями его сбора, который осуществляется полностью вручную. В случае с лучшими образцами хлопка Pima / Supima такого нет. Кристал отметил, что используемый Alumo хлопок Pima / Supima тоже очень хорош («still as fine»), и при этом он заметно лучше подходит именно для белоснежных (optical white) тканей.
Белая рубашка Emma Willis из ткани Alumo из хлопка Supima
Синяя рубашка Emma Willis из ткани Alumo из хлопка Giza 45
Здесь необходимо сделать дополнительный комментарий. Уровень и качество хлопка Supima / Pima варьируются – это касается даже сырья, не говоря уже о тканях из него. Однако фирма Alumo известна своим критическим подходом к выбору сырья. По словам сотрудников Alumo, на долю экстрадлинноволокнистого хлопка сегодня приходятся лишь 3% всего производства хлопка в мира, но Alumo устраивает качество только 10% от этих 3%. Другими словами, стандартам Alumo удовлетворяет примерно 0,3% всего производимого хлопка в мире. На практике это означает, в частности, что Alumo использует лишь самый лучший хлопок Pima / Supima. К примеру, ткани Alumo из такого хлопка явно превосходят по уровню те ткани из хлопка Supima, что американская компания Brooks Brothers применяет для производства своих рубашек.
Рубашка Brooks Brothers из хлопка Supima
Заметка на полях. Кстати, качество Giza 45 (лучшего египетского хлопка) тоже несколько варьируется.
Теперь стоит сказать несколько слов об Albini Group – известном конкуренте Alumo и владельце марок Thomas Mason, Albiate и David & John Anderson, который, впрочем, работает в самых разных сегментах и наряду с великолепными тканями выпускает и заурядные. Информация, которую нам сообщает Albini, в целом соответствует информации от Alumo / Emma Willis. Вот что написано о хлопке Supima на одной из страниц сайта этой фирмы:
… its identifying characteristics are the absence of pollution of the fibres, due to mechanical harvesting, and a remarkable resistance to pilling. The special cleanness of the yarn makes it ideal for the production of white fabrics.
[хлопок Supima] характеризуется отсутствием загрязнений волокон (благодаря механическому сбору урожая), а также выдающейся устойчивостью к образованию катышков. Особая чистота получаемой из этого хлопка пряжи делает его идеальным для производства белых тканей.
Итак, Giza 45 собирается полностью вручную, а Supima — обычно механизированным способом, и получается, что в случае со сбором хлопка ручной труд не всегда или не во всех отношениях лучше машинного. Однако у нас ведь есть ещё сертифицированный хлопок Sea Island, который собирают всегда вручную! Хорошо ли он подходит для производства белоснежных тканей? Да. Этот уникальный хлопок производится с таким вниманием, какого, я думаю, не удостаивается никакой другой хлопок в мире. Отсюда – мизерные объёмы производства и фантастические цены: по словам Александра Каббаза, «сырой» сертифицированный хлопок Sea Island стоит в настоящее время (2021 год) в среднем в три с лишним раза дороже «сырого» экстрадлинноволокнистого хлопка Pima.
В данном случае, однако, нас интересуют не цены и объёмы производства, а особенности, связанные с пригодностью хлопка Sea Island для создания белых тканей. Как же он собирается? Вручную, но с большой тщательностью. Подробности вновь можно найти у Albini Group – вот в этой брошюре.
Harvesting, by hand, is carried out with the utmost attention to not spoil that which nature has created. A long and challenging procedure is adopted for a cotton of such worth, making a careful selection of the product, before picking up the more mature flakes, and eliminating fragments of soil, sand, leaves and stems.
Сбор урожая проводится вручную и с предельно возможным вниманием, чтобы не испортить то, что создала природа. Долгая и требующая больших усилий процедура была разработана для этого столь дорогого хлопка; в рамках этой процедуры проводится тщательный отбор продукта, собираются наиболее зрелые плоды и устраняются частички почвы, песчинки, остатки листьев и черенков.
Таким образом, становится понятно, почему сертифицированный хлопок Sea Island отлично подходит в том числе для белых тканей.
Заметка на полях. По-моему, некоторые данные, представленные в этой брошюре Albini, устарели и/или являются неточными, но детали относительно сбора урожая сомнений у меня не вызывают.
Голограмма, которой оснащаются вещи из сертифицированного хлопка Sea Island
Необходимо добавить, что из Giza 45 и из менее ценных сортов египетского хлопка тоже можно сделать достойные белые ткани (да, они будут именно белыми и достаточно красивыми). Более того, высококачественные белые ткани с очень высокими номерами пряжи будут сделаны именно из Giza 45, потому что из сертифицированного хлопка Sea Island невозможно изготовить хорошую пряжу с номером выше 170 (и даже 170 – огромная редкость), а в случае с хлопком Supima верхний предел, по мнению Albini Group, находится в районе 180. При этом и Supima, и Sea Island отлично подходят для пряжи с номерами в районе 100-120.
Как известно, сегодня существуют и ткани из пряжи с номерами 200, 240, 300 и даже 330. Здесь уже очень желательно использовать именно Giza 45, потому что в силу некоторых своих особенностей этот хлопок подходит для столь изысканной пряжи лучше, чем Pima / Supima. Giza 87, несколько уступающий Giza 45, но заметно превосходящий Giza 88 и тем более Giza 86, тоже может стать достойным вариантом в ряде случаев. Особо стоит заметить, что при желании пряжу с высоким номером и ткань из неё можно произвести из менее дорогого хлопка: Александр Каббаз ещё больше десяти лет назад писал о том, что кое-какие азиатские фирмы выпускают такие ткани, но их низкая цена сочетается с непродолжительным сроком службы, и на практике экономии никакой нет – скорее наоборот.
Кроме того, стоит заметить, что хлопок с некоторым количеством примесей / загрязнений (impurities) можно очистить. К примеру, при работе с египетским хлопком компания Albini по крайней мере в некоторых случаях использует особое высокотехнологичное приспособление. При создании пряжи хлопок проходит перед специальной камерой, распознающей загрязнённые волокна; с помощью направленных мощных струек воздуха загрязнённые волокна отбраковываются. Помимо этого, на одном из этапов производства осуществляется чистка пряжи. Тут ещё нужно сказать, что в отличие от многих других ткацких фирм, Albini Group самостоятельно создаёт пряжу, то есть является вертикально интегрированной компанией и к тому же весьма крупной и технически продвинутой. Кстати, у группы Albini есть две фабрики прямо в Египте, одна из которых занимается тканями, а другая – пряжей (кроме того, есть фабрики в Италии и Чехии + лаборатория и логистический центр в Италии).
Образцы тканей Thomas Mason – ключевого бренда Albini
Теперь давайте перейдём к практической стороне вопроса. Вот перед нами, к примеру, две рубашки. Одна – белая – сделана из хлопка Pima высокого качества, а другая – голубая, розовая, кремовая или ещё какая-то – из хлопка Giza 45. Стоят они, допустим, одинаково, произведены одной и той же фирмой, из тканей от одной и той же фирмы и с одним и тем же номером и типом пряжи (к примеру, 120/2). Какую рубашку выбрать? Если вам нужна именно белая рубашка, не бойтесь – покупайте её. Но если модель другого цвета подходит и нравится вам не меньше, а то и больше, то я бы выбрал её. Дело в том, что некоторые технические нюансы свидетельствуют в пользу того, что при прочих равных ткань из хлопка Giza 45 будет более износостойкой, чем ткань даже из отличного хлопка Supima / Pima. При этом тактильные и визуальные ощущения могут быть отличными в обоих случаях (но не стоит забывать о том, что ткани из хлопка Supima в среднем (!) менее приятные и менее эффектные на вид).
Под конец – несколько слов о личном опыте. К сожалению, у меня нет однотонных белых хлопковых вещей в паре с необходимыми «аналогами», то есть изделиями из тканей с теми же характеристиками и от той же фирмы, но из другого сорта хлопка. Я вообще не фанат полностью белых изделий, и в настоящий момент у меня имеются только две однотонные белые рубашки и, прощу прощения за подробности, только одни белые трусы. Однако у меня есть, в частности, много образцов тканей Alumo, и я не могу сказать, что белые образцы принципиально отличаются от аналогичных цветных (если сравнивать образцы в пределах одной и той же линейки). Я бы не сказал, что они не столь приятно ощущаются или выглядят менее благородно.