Далеко не все производители готовых рубашек указывают на тканях номер пряжи, но некоторые всё же предоставляют такую информацию. Кроме того, информация о номере пряжи практически всегда доступна при покупке ткани у более или менее серьезного поставщика / производителя и при заказе рубашки в ателье.
Варьируются эти номера пряжи в очень широких пределах – от 24 до 330 (если мы говорим о хлопковых рубашечных тканях, разумеется). Не стоит думать, что чем выше номер, тем лучше ткань. Можно лишь сказать, что чем выше номер, тем – при прочих равных! – ткань приятнее, мягче, нежнее, изысканнее, тоньше. Впрочем, «приятнее» – это субъективно. Свен Рафаэль Шнейдер, например, писал, что он предпочитает ткани с номерами пряжи 60-80 (хотя, честно говоря, это немного странно, потому что рубашечные ткани высокого уровня обычно ткутся из пряжи номер 100 и выше).
Майкл Антон замечает, что, «как и в случае с костюмными тканями, тонкость ниток [пряжи] ещё не является показателем качества… ткани №140, сотканные на медленно работающих станках, не тянутся и не рвутся, следовательно имеют лучшее соотношение цены и качества, чем №170, производимые на высокоскоростных станках» (М.: Добрая книга, 2008, с. 134).
Однако Майкл Антон не является специалистом в области рубашечных тканей, а Александр Каббаз, знающий эту тему глубже, в одной из своих статей замечал, что и ткани №240 могут быть сотканы на очень медленных станках. Так, в 1990-х годах ткань из пряжи 240 могла быть соткана на станке со скоростью 35 метров в день. Сегодня на рынке есть суперскоростные станки, работающие со значительно более высокой скоростью. Чем выше скорость, тем (при прочих равных) ниже качество ткани. Разница в качестве может быть колоссальной – скажем, как писал Каббаз, рубашка из одной ткани 170s может успешно перенести более 200 стирок, а из другой – окончательно выйти из строя после двадцать пятой стирки.
Соответственно, номер пряжи сам по себе мало что говорит об уровне, качестве и долговечности ткани. В первую очередь стоит обращать внимание на сырье, из которого соткана ткань (лучшие ткани ткутся из экстрадлинноволокнистого хлопка, обычно марки Giza 45, реже – из сертифицированного (!) хлопка Sea Island, а также – если мы говорим о чуть более скромном уровне – из хлопка Pima/Supima, Giza 87). Кроме того, следует смотреть на тип кручения нитей (нити двойного и тем более тройного кручения чаще всего предпочтительнее «одинарных», причем в случае с тканями из чистого хлопка в идеале и нити основы, и нити утка должны быть двойного/тройного кручения). Скорость станка вам вряд ли кто-то сообщит, поэтому остается доверять маркам, которые пользуются уважением у знатоков – например, Alumo, David & John Anderson, Carlo Riva, Grandi & Rubinelli и некоторые другие.
Однако вернемся к номеру пряжи. О чем вообще он может говорить, кроме степени мягкости, нежности и изысканности? Например, о степени сминаемости – как правило, ткани с высокими номерами мнутся сильнее тканей с невысокими номерами пряжи. Впрочем, специальная дорогостоящая натуральная обработка, которую проводят некоторые производители, позволяет снизить уровень сминаемости.
Можно ли по номеру пряжи определить степень формальности ткани? Отчасти да, но границы размыты, и чётких правил здесь нет. Так, ткани из пряжи с номерами 24 – 60 хорошо подходят для «рабочих» и неформальных рубашек, а также рубашек в стиле country (например, типичная британская клетка tattersall обычно украшает рубашки из пряжи с номерами 24 – 60, причём часто это одинарная пряжа, не 2-ply). С другой стороны, некоторые рубашки из ряда тканей с номерами пряжи 50 – 60 вполне можно носить и со строгими костюмами и пиджаками (однако с моделями из очень тонких тканей они будут смотреться странновато).
Ткани с номерами пряжи 80 – 120 – это, на мой взгляд, универсалы, которые годятся и для деловых, и для casual рубашек, а вот ткани с более высокими номерами пряжи, как мне кажется, больше подходят для строгих рубашек… хотя я вполне могу представить себе симпатичную неформальную рубашку из ткани с номером 170.
Кроме того, следует заметить, что ткани с высокими номерами пряжи лучше подходят для теплой погоды и хуже – для холодной. Однако здесь необходимо добавить «при прочих равных». «Равные» – это состав, вид переплетения нитей (скажем, поплин теплее вуали), а также тип кручения нитей (например, тройное теплее двойного).
Так, одна ткань 160s может отлично подходить для теплой погоды, а другая – уже не очень. Классическим примером тут является Alumo Salvatore Triplo – ткань 160s типа 3х3 (тройное кручение нитей и основы, и утка). Как отмечает Александр Каббаз, она обладает весом ткани 100s типа 2х2 (двойное кручение нитей основы и утка). А вот льняная ткань может обладать невысоким номером (заметно ниже 100) и при этом отлично подходить для лета.
Отдельный вопрос – где находится предел разумного? Можно ли покупать ткани / рубашки, сшитые из тканей с номерами пряжи 200, 240, 300, 330? Александр Каббаз когда-то заметил: «I’ve a piece of the 300/2. As nice as it feels, because of the increased yarn count, it is not a technically good cloth for quality sewing. In sewing, the needle is not supposed to pierce the yarns. It is supposed to spread them apart and go inbetween them. With 250 yarns per inch, for certain the needle will be breaking yarns. This won’t be visible at first. After a few launderings, it will become apparent. When the European mills surpassed 170s and began producing 200s, 240s, and now 300s, we entered an era of one-upsmanship».
Таким образом, рубашечные ткани с номерами пряжи 300 и тем более 330 – это излишество, и, переплачивая за эти «заоблачные» номера, вы одновременно платите свои собственные деньги за снижение срока службы рубашки (или блузки). Номера пряжи 200 и 240 в этом смысле лучше, но и здесь есть своего рода «засада»: азиатские фирмы предлагают рубашечные ткани с номерами 200 и выше, сотканные из хлопка более низкого уровня, чем, например, Giza 45, причем зачастую сотканные с рядом огрехов и на слишком быстрых станках (подробнее см. тут) – эти станки могут работать со скоростью в 8 и более раз выше, чем у добросовестных итальянских и швейцарских производителей.
Такие ткани бывают очень недолговечными, так что если вы хотите рубашку из ткани с номерами пряжи 200 и выше, лучше обратиться к проверенным фирмам (например, Alumo, Bonfanti, David & John Anderson или хотя бы Monti, если вы желаете сэкономить «по-умному»).
Особо подчеркну, что высококачественная ткань может быть очень приятной и нежной даже если номер пряжи – 120 или 140 (не говоря уже про 160 и 170). Очень важно здесь качество хлопка – скажем, из сертифицированного хлопка Sea Island можно получить очень приятную на ощупь ткань при номере пряжи 140. Giza 45 – еще один очень достойный вариант, но любопытно, что по степени мягкости и нежности с тканями из Giza 45 с номерами пряжи 170 и 200 могут успешно соперничать ткани из Sea Island с номером пряжи 140.
Если вам интересны мои личные предпочтения, то скажу так: я бы не стал покупать ткани / рубашки из тканей с номерами пряжи выше 200. У меня есть опыт эксплуатации рубашек и трусов-боксеров из самых разных тканей с номерами пряжи от 30 до 200, включая разнообразные «промежуточные» номера: например, 60, 100, 120, 170. Могу сказать, что ткань №200 может быть долговечной и износостойкой, и она действительно очень приятна на ощупь и очень комфортна в носке. Однако ткань №120, например, тоже может быть очень приятной и комфортной, и даже №60 может быть удобен в носке и симпатичен на вид, хотя тактильно и визуально он и отличается от, например, №100.
Конечно, выбор номера пряжи — это в заметной степени дело вкуса и личных предпочтений, но при формировании этих предпочтений советую не забывать о том, что одна ткань с номером пряжи А может существенно отличаться от другой ткани с тем же номером пряжи (по тактильным ощущениям, долговечности/износостойкости, внешнему виду, комфорту). Возможные причины: разное сырье, разные станки и технологии производства, разные типы обработки, разные виды переплетения нитей.
Большое спасибо за статью! И за ссылку на тему с участием Каббаза. Его цитату надо было всё же продолжить на одну лишнюю строку: «When the European mills surpassed 170s and began producing 200s, 240s, and now 300s, we entered an era of one-upsmanship.»
Да, согласен, такое расширение лишним не будет. Добавил это предложение в соответствующее место.