Ширина ткани может быть как маленькой (к примеру, 30 или 36 дюймов), так и большой (например, 56 или 60 дюймов). Она зависит от ширины ткацкого станка. Ткани в узких рулонах порой считаются более качественными и престижными, чем ткани в широких рулонах, однако ширина ткацкого станка влияет на качество ткани значительно меньше, чем скорость его работы, качество пряжи и качество сырья. С другой стороны, она может существенно влиять на цену квадратного метра ткани (не путайте с ценой погонного метра), а также на цену готового изделия.
Вот что говорил нью-йоркский портной-рубашечник Александр Каббаз по поводу узких станков ещё в 2006 году:
60″ has been the evolving European standard for at least 15 years. Virtually no mill would even think of buying a 36″ loom at this point. Some, I among them, would advocate that for certain cloths there is a quality advantage to the narrower width in that the weft yarn does not have to travel as far on its journey. It thus stands less chance of curving along the way. None would argue that there is a great economic advantage in the wider width to all members of the food chain from the mill to the consumer.
<…> Although wonderful niche mills such as Bonfanti do exist and S.I.C. Tessuti occasionally releases a 36″ sample book from the looms in their back room, the majority of highest quality shirtings are today made on 60″ looms.
Станки, создающие ткани в рулонах шириной 60 дюймов, становятся всё более распространёнными и общепринятыми в Европе в течение по меньшей мере последних пятнадцати лет. Практически ни одна ткацкая фабрика не будет сегодня даже рассматривать возможность покупки станка, создающего ткани в рулонах шириной 36 дюймов. Некоторые люди, к числу которых отношусь и я, сказали бы, что в случае с определёнными тканями малая ширина станка даёт преимущество в качестве, связанное с тем, что нитям утка не приходится протягиваться сравнительно далеко. В результате уменьшается риск их искривления. [Однако] никто не стал бы спорить с тем, что ткани в широких рулонах значительно более выгодны с экономической точки зрения для всех заинтересованных лиц, начиная с ткацкой фабрики и заканчивая потребителем.
<…> Несмотря на то, что некоторые чудесные нишевые производители типа Bonfanti всё ещё существуют, и фабрика S.I.C. Tessuti время от времени выпускает каталоги с образцами 36-дюймовых тканей, сотканных в одном из её дальних уголков, большинство высококачественных рубашечных тканей сегодня делаются на 60-дюймовых станках.
Для полноты картины стоит привести ещё следующие слова Каббаза:
The curving is visible only in fabrics with an intermittently colored weft such as checks and plaids.
Вышеупомянутое искривление можно увидеть лишь на тканях с прерывисто окрашенным утком – например, на тканях в клетку.
Думаю, что уместной окажется и цитата из интервью с Иэном Дэниэлсом, основателем магазина ShopTheFinest.com. Я спрашивал, его почему рубашки Fray такие дорогие. Он ответил, что одна из причин заключается в том, что многие рубашки этого бренда сшиты из тканей от малоизвестной итальянской фирмы Carlo Riva, использующей узкие станки.
Fray uses almost exclusively fabric supplied by a company called Riva located in Como, Italy. Riva is probably the most expensive fabric producer on the market. Riva makes fabrics that one could confuse with silk they are often so fine and smooth. Other than using exceptionally high quality cotton yarns they have very old special looms that create fabrics that are much more narrow than new looms and makes their fabrics much, much more expensive due narrow fabric produced by the old looms.
Fray использует (за редкими исключениями) ткани, которые поставляет компания Riva, располагающаяся в районе итальянского озера Комо. Riva, возможно, производит одни из самых дорогих тканей в мире. Riva выпускает ткани, которые иногда можно перепутать с шелком, настолько они тонкие и гладкие. Эта компания использует высококачественный хлопок и старые особые станки; ширина рулонов их тканей значительно меньше, чем у тех тканей, что были произведены на новых станках, и они обходятся значительно дороже.
В настоящее время рубашечные ткани шириной 36 дюймов предлагают Carlo Riva, Bonfanti, Acorn и, вероятно, некоторые другие фирмы. Имейте в виду, что в ассортименте упомянутых фирм могут встретить и ткани шириной 60 дюймов (у Bonfanti они точно есть, а в ассортименте Acorn их гораздо больше, чем тканей шириной 36 дюймов). Здесь же можно упомянуть и французскую фирму Simonnot-Godard, которая выпускает разные платки (нагрудные и носовые), а также кое-какие ткани. На её фабрике в настоящее время работают как старые узкие станки, так и станки широкие, 150-сантиметровые.
Замечу, что льняные ткани (рубашечные и костюмные) могут выпускаться и в ещё более узких рулонах — 30-дюймовых / 75-сантиметровых. К примеру, льняные ткани Carlo Riva предлагаются именно в рулонах такой ширины, а в одной из статей на сайте Bonfanti можно увидеть следующие строки:
<…> the remnant of this history can also be seen in the weaving of linen fabric for suits in Ireland, where a small production of “half-width” (75-cm width) linen woven on old looms is exclusively maintained by the cloth merchant Scabal…
<…> до сих пор работающее производство узких тканей, которые уже уходят в историю, можно увидеть, в частности, в Ирландии, где для фирмы-негоцианта Scabal в небольших объёмах всё ещё изготавливаются на старых станках льняные ткани в рулонах шириной 75 сантиметров, предназначенные для костюмов, брюк и пиджаков.
В ассортименте Scabal 75-сантиметровые льняные ткани встречаются и сегодня. Правда, в актуальном каталоге этой фирмы есть только 4 образца таких тканей. Один из них представлен на фото ниже.
Действительно ли стоит гнаться за такими 75-сантиметровыми тканями и платить за них внушительные деньги? Сложный вопрос. Могу сказать, что очень качественные и долговечные ирландские льняные скатерти и простыни ткутся, естественно, далеко не на 75-сантиметровых станках, потому что в противном случае их поверхность пересекали бы длинные швы.
Любимый поклонниками высококачественных джинсов selvedge деним можно сделать как на узких станках (в том числе 28-, 29- и 30-дюймовых), так и на некоторых широких станках. Вот цитата из статьи 2016 года, посвящённой небольшой американской ткацкой фирме Huston Textile:
<…> His Draper X3 looms aren’t exactly the same as the ones at Cone Mills, though. His makes fabrics that are 50″ wide while Cone Mills’ looms are almost half that width. Cone Mills, he says, does have narrower looms, but also takes wide selvedge looms and cuts them in half to produce the sought after narrow width ones. As for Huston, he’s not about to do the same. He’d rather wait until he finds his own narrow loom. Wide selvedge denim is a harder sell, but it’s ideal for shirting fabric, so that’s what he’s producing for now.
Его станки Draper X3 отличаются от тех, что используются на фабрике Cone Mills. Они делают ткани в рулонах шириной около 50 дюймов, в то время как станки на фабрике Cone Mills создают ткани в значительно более узких рулонах. Впрочем, он [Райан Хьюстон] говорит, что Cone Mills использует не только узкие станки для производства selvedge денима, но и широкие, подстраивая их под создание узких рулонов, которые более востребованы. Хьюстон не собирается поступать аналогичным образом. Он хочет подождать и разыскать узкий станок. Широкий selvedge деним продать сложно, но широкие selvedge станки идеально подходят для рубашечных тканей, и именно их Хьюстон и производит в настоящее время.
К сегодняшнему дню ситуация изменилась. Американская фабрика Cone Mills White Oak, изготавливавшая высококачественный selvedge деним, уже не работает, а на предприятии Huston Textile есть не только широкие станки, но и узкие. Думаю, это отличный повод напомнить о том, что даже статьи 4-летней давности иногда могут оказаться устаревшими.
Заметка на полях. Честно сказать, я не уверен, что правильно понимаю смысл вот этих слов Хьюстона: «takes wide selvedge looms and cuts them in half to produce the sought after narrow width ones». После размышлений и изучения ряда фотографий я думаю, что по крайней мере некоторые широкие станки можно подстроить под производство заметно более узких рулонов.
Почему для джинсов любят выбирать именно узкий selvedge деним? Это связано с кроем и эстетикой. Из узких рулонов удобно выкраивать части джинсов таким образом, чтобы внутри каждой штанины оказывались эти характерные красные, голубые или ещё-какие нибудь кромки. Японская фирма Kurabo указывает соответствующую особенность в качестве преимущества узкого selvedge денима, параллельно замечая, что факт производства ткани в узком рулоне негативно сказывается на цене. Про другие особенности, связанные именно с малой шириной станков или рулонов, она ничего не говорит.
Иногда попадаются джинсы только с одной кромкой на каждой штанине, выкроенные из широких рулонов selvedge денима. Выглядят они так, как показано на фото ниже. В 1950-х годах и позднее такие джинсы часто можно было встретить в ассортименте американской компании Lee. Они были сделаны из денима, сотканного на челночных, медленных и при этом широких станках. Иногда к ним применяют термины half selvedge, single selvedge.
Среди производителей денима в узких рулонах можно отметить фирмы Collect, Huston Textile, Kaihara, Kurabo, Kuroki, Nihon Menpu, Nisshinbo, Shinya Mills, Vidalia, Candiani. Приведённый список не является исчерпывающим. В ассортименте некоторых указанных фирм присутствуют ткани в широких рулонах.
Harris Tweed, который я периодически вспоминаю, может быть соткан как на узком, так и на относительно широком станке (double-width). Второй вариант, начавший распространяться c середины 1990-х годов, в настоящее время используется чаще, при этом в обоих случаях станки работают очень медленно, так как единственным источником энергии для их работы служит физическая сила оператора. Новые станки (60-дюймовые) выпускаются фирмой Bonas-Griffith / GTM (Griffith Textile Machines), а старые (30-дюймовые) производились компанией Hattersley. Интересно при этом, что старые станки отличаются от новых не только шириной. Вот цитата из статьи, опубликованной в шотландской газете The Herald 21 июля 1993 года:
… introduction of new double-width loom capable of producing a new lighter, softer cloth with a width which meets the needs of the modern textile industry, particularly in the US, and which could allow expansion into women’s clothing.
… внедрение нового станка, который создаёт ткань в рулонах вдвое большей ширины и способен производить более лёгкие и более мягкие ткани, причём новая ширина соответствует потребностям современной текстильной индустрии, особенно американской. Благодаря этим станкам Harris Tweed смогут активнее использовать для создания женской одежды.
Как я люблю повторять, не стоит делать далекоидущие выводы. На практике ткань, сотканная на станке Bonas-Griffith, бывает идентичной по весу (плотности) ткани, сотканной на станке Hattersley. Кроме того, она запросто может быть грубоватой и жестковатой. Однако станки Bonas-Griffith, как я понимаю, более «гибкие», и с их помощью можно производить более широкий ассортимент тканей, чем с помощью станков Hattersley.
Что еще можно сказать? Узкие станки работают в среднем медленнее, чем широкие, но и широкие станки могут производить высококачественную ткань с низкой скоростью. Не стоит думать, что узкий станок, узкий рулон ткани – это гарантия высокого качества. Ещё раз повторю, что многое зависит от качества сырья и пряжи, от особенностей финишинга, да и от того, кто именно занимается обслуживанием и настройкой станков.
Кроме того, добавлю, что стоит быть внимательными при покупке ткани через интернет. Обращайте внимание на ширину рулона.