Рубашки шьют во многих городах мира, но именно неаполитанским удалось завоевать особую славу. «Рубашки, сшитые с душой» – вот какой заголовок выбрал автор книги «Джентльмен» Бернхард Ретцель для раздела о неаполитанских сорочках. Ну, с душой, конечно, рубашка может быть сшита не только в Неаполе. Главное же, что выделяет неаполитанскую сорочку среди множества конкурентов — это ручные операции, а также кое-какие другие детали, о которых я сегодня подробно расскажу.
Конечно, неаполитанские портные шили одежду вручную с давних времен. Однако история неаполитанской сорочки в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, по-видимому, не такая уж и длинная. Все известные ныне бренды неаполитанских рубашек появились только в XX веке.
Так, фирма Luigi Borrelli была основана в 1928 Анной Боррелли; Луиджи — ее сын — присоединился к делу матери в 1940-х годах, и компания стала называться Luigi Borrelli с 1957 года. Ателье Finamore было основано Каролиной Финаморе в 1925 году. Ателье Maria Santangelo — в 1953-м (угадайте имя основательницы). Pino Borriello — еще более молодая мануфактура, существует с 1980 года. Barba — с 1988-го, а Lino Sentiero — с 1999-го.
На весь мир неаполитанская рубашка прославилась лишь во второй половине XX века. Считается, что большую роль в этом деле сыграл Луиджи Боррелли. Бернхард Ретцель, например, пишет, что «Луиджи Боррели первым предложил европейским и американским торговым домам мужской одежды нечто дышащее полным анахронизмом и этим дал старт самому настоящему культу одежды из Неаполя, изготовленной вручную» (М.: АСТ, 2013, с. 59).
Даже сегодня, наверное, Luigi Borrelli остается самой известной в мире маркой неаполитанских handmade рубашек. Впрочем, во второй половине 2000-х годов качество Luigi Borrelli начало падать, и в настоящее время некоторые знатоки отзываются об этом бренде с легкой долей презрения. Сейчас на рынке даже можно найти рубашки Borrelli без ручных операций вообще; возможно, что-то шьётся специально для аутлетов. Правда, Иэн Дэниэлс, владелец магазина Shop The Finest, говорил в интервью, что у Borrelli остались рубашки с большим количеством ручных операций в линейке Royal Collection.
Производство
На то, чтобы изготовить рубашку с очень большим количеством ручных операций, уходит иногда более 6 часов (для сравнения: шведский производитель качественных, но полностью «машинных» рубашек Eton управляется примерно за полтора часа).
Впрочем, далеко не все неаполитанские рубашки отличаются большим числом ручных швов (бывают даже модели без ручных операций вообще). Минимальный набор ручных операций — это пришитые вручную пуговицы, рукава и ластовицы. Часто к этому набору добавляются сделанные вручную укрепляющие стежки на рукавах (travetti). Набор из 4 таких ручных операций можно обнаружить, например, на рубашках Barba с белыми и черными лейблами и на рубашках Finamore с белой этикеткой.
На рубашках Isaia бывают еще обметаны вручную петли. У рубашек Barba с золотой этикеткой и Finamore с темно-синей этикеткой, помимо этого, вручную пришит воротник и вручную прошиты плечи. У Kiton, Maria Santangelo, Cesare Attolini и некоторых других марок число ручных операций бывает еще больше. Иногда вручную подшивается подол рубашки и пришиваются манжеты!
По мнению неаполитанцев, стандартный «джентльменский набор» включает, помимо вручную пришитых пуговиц, ластовиц и рукавов, обметанные вручную петли, пришитый вручную воротник и прошитые вручную плечи. Максимальное число ручных операций — 16. (Картинка внизу кликабельна). Помните, что длинные боковые швы никогда не бывают прошиты только вручную, ручной шов может «дополнять» машинный. Это же, кстати, касается и рукавов.
Обметать вручную петли, надо сказать — это особое искусство! На это уходит много времени, а сделать это максимально аккуратно и красиво способен далеко не каждый портной. Роль, впрочем, у этой операции скорее декоративная, эстетическая, ведь с помощью машинки можно обметывать петли очень качественно. Оскар Уайльд, впрочем, как-то заметил, что хорошо обметанная петля — это единственное звено между природой и искусством.
Длинные (боковые) швы любой хорошей неаполитанской рубашки прошиты в одну иглу (single-needle stitching). О том, что это такое, я рассказывал вот тут; здесь лишь замечу, что прошивать в одну иглу сложнее, чем в две, да и времени на это требуется больше. Неаполитанцы, кроме того, умудряются делать эту прошивку боковых швов поистине виртуозно! Расстояние между рядами стежков обычно составляет всего 2-2,5 мм. Плотность стежков довольно высокая, на неаполитанских рубашках она обычно варьируется от 7 до 8 штук на 1 см.
Кроме того, на любой неаполитанской сорочке вы найдете ластовицы. Практически всегда они пришиты вручную, и практически всегда они имеют треугольную форму (Isaia является исключением). Иногда ластовицы украшены фирменным логотипом/вензелем, иногда просто представляют кусочки той ткани, из которой сделана рубашка.
Крой
В детали кроя я вдаваться не буду; скажу лишь, что неаполитанцы предпочитают не слишком узкие рубашки (не skinny), но и не настолько просторные, как самые классические американские и английские. Кроме того, они не любят вытачки (darts) — но, конечно, выпускают рубашки и с вытачками тоже, хотя и реже. Конечно, неаполитанские рубашки обычно приталиваются, причём обычно без помощи вытачек и не очень сильно.
Следует добавить, что для разных стран неаполитанцы часто выпускают рубашки разной «полноты». Сами итальянцы предпочитают более узкие модели, а для российского и американского рынков, например, обычно делаются более просторные.
Ткани
Неаполитанцы обычно используют ткани именитых итальянских производителей — например, Albini, Canclini, Grandi & Rubinelli. Чуть подробнее об этих и других производителях тканей я писал вот здесь. Ткани обычно 100% хлопковые, но неаполитанцы производят и сорочки из 100% льна, а также из смеси льна и хлопка. Отмечу, что non-iron ткани тут не в чести. Любят египетский хлопок, встречаются сорочки из очень тонких и шелковистых тканей.
Иногда некоторые неаполитанские бренды удивляют и выпускают сорочки с добавлением полиамида/полиэстера (подобные модели встречаются, например, у Barba). Конечно, их следует избегать.
Если же говорить о цветах и орнаментах, то неаполитанцы иногда выпускают сорочки таких кошмарных расцветок и узоров, что только диву даешься. Что же, наверное, и на них есть спрос. К счастью, классики в ассортименте неаполитанских марок все-таки больше. Но помните, что вкусу неаполитанских брендов доверяться безоговорочно не стоит. То, что именитый бренд X выпустил такую сорочку, еще не означает, что эта сорочка элегантна и безупречна.
Пуговицы
Настоящая неаполитанская рубашка снабжена пуговицами из натурального перламутра, обычно австралийского. Никаких пуговиц troca! Толщина пуговиц варьируется. Некоторые производители — например, Barba и Lino Sentiero — используют толстые пуговицы (около 4 мм), другие — скажем, Cesare Attolini — чуть потоньше, третьи — например, Finamore и Pino Borriello — еще тоньше. Но всегда это пуговицы очень высокого качества. У Luigi Borrelli сейчас толщина пуговиц варьируется от рубашки к рубашке, но когда-то они использовали только толстые пуговицы (4 мм). Ходят слухи, что у Borrelli сейчас бывают рубашки даже с пластиковыми пуговицами, но подтвердить их я не могу. Это весьма сомнительно; возможно, речь идет о подделках.
Пуговицы всегда пришиваются вручную «куриной лапкой» («вороньей лапкой», crow foot). Всегда присутствует «черенок» («ножка», shank).
Пуговица на воротнике хорошей неаполитанской рубашки всегда будет немного меньше, чем все остальные пуговицы. Дело в том, что такую уменьшенную пуговицу на воротнике удобнее застегивать.
Воротник
Воротник — это важнейший элемент рубашки, и, как известно, к выбору воротника надо подходить тщательно. Неаполитанцы обожают большие, широкие воротники — 8-10 сантиметровые. Северные итальянцы предпочитают более узкие модели воротников.
Любимая форма воротника у неаполитанцев — это spread collar, по-русски иногда называемый «акулой». Угол между концами воротника довольно широкий (тупой), но это не cutaway. С таким крупным разлапистым воротником хорошо смотрятся даже весьма большие галстучные узлы. Видимо, поэтому неаполитанские сорочки любят некоторые политики, отдающие предпочтение симметричным и довольно крупным узлам. Конечно, неаполитанцы выпускают сорочки и с другими воротниками, но вышеупомянутая разновидность наиболее характерна и популярна.
Манжеты
Пожалуй, манжеты на пуговицах у неаполитанцев более популярны, чем манжеты на запонках; впрочем, они выпускают рубашки и с теми, и с другими манжетами. В большинстве случаев манжеты пришиваются на машинке; в этом случае хорошие неаполитанские производители обычно делают по 4 небольшие складки над каждой манжетой. В некоторых рубашках манжеты пришиваются вручную, и там получается довольно много маленьких складок.
Рукава
На любой хорошей неаполитанской рубашке рукава пришиты в конце процесса производства. Это очень хорошо видно: длинный шов на рукаве в области подмышки не совпадает с длинным боковым швом рубашки. Подобная деталь увеличивает себестоимость рубашки, но, как считается, делает ее более комфортной в носке и позволяет ей сидеть лучше. На самом деле, конечно, комфорт и посадка зависят далеко не только от этого.
Как уже было отмечено выше, рукава на большинстве неаполитанских рубашек пришиты вручную. Однако же на самом деле там два шва: один («внешний») сделан на машинке, другой («внутренний») – вручную. Если делать оба шва вручную, то рубашку понадобится либо постоянно штопать, либо уже вскоре покупки отправлять в утиль.
Уникальность и качество
Как нетрудно догадаться, каждая неаполитанская рубашка уникальна, так как разные рубашки шьют разные портные и шьют иногда чуточку по-разному. В чем это выражается? А хотя бы в том, что на рубашках одного и того же бренда (причём без разделения на линии) плотность стежков на ручных швах может быть несколько разной. Где-то петли могут быть обметаны чуть лучше, где-то чуть хуже. В общем, качество немного плавает — это естественная плата за такой handmade.
В интернете иногда встречаются странные заявления о качестве неаполитанских рубашек. Одно из самых загадочных, которое мне доводилось находить – «рубашки с ручными операциями служат не менее пяти лет». Я просто удивляюсь людям, которые такое пишут. Это фраза неверна уже хотя бы потому, например, что в первый же день после покупки у вас есть шанс поставить на рубашку жуткое пятно, которое невозможно вывести. А кроме того, следует помнить, что ручные швы вообще нежнее машинных — и заметно менее надежны и менее долговечны. Поэтому о какой бы то ни было 5-летней и даже годовой гарантии в случае с handmade рубашками говорить бессмысленно.
Суровая правда заключается в том, что неаполитанская рубашка ничуть не качественнее добротно сделанной английской, американской, французской и даже китайской (если мы говорим о тканях аналогичного уровня и общем уровне пошива). Более того, она, весьма вероятно, окажется менее долговечной как раз из-за ручных операций. Оно конечно, разошедшийся ручной шов на рукаве можно починить, но… следует помнить, что чудес в плане качества неаполитанские рубашки не дарят.
Комфорт
Распространено мнение о том, что handmade рубашки комфортнее машинных. Я с этим согласен, но не склонен придавать этому какое-то грандиозное значение. По-моему личному опыту, рубашки с вручную прошитыми плечами, вручную пришитыми рукавами и вручную пришитым воротником комфортнее рубашек, на которые вручную пришиты только рукава (в конце производственного процесса, естественно), а те, в свою очередь, чуть комфортнее рубашек, полностью сшитых на машинке.
Другое дело, что я бы не назвал такую разницу в комфорте кардинальной. Без нее вполне можно жить, и жить припеваючи. Комфорт в значительной степени зависит еще и от ткани (очень-очень сильно, я бы даже сказал), а также от того, насколько рубашка вам подходит по крою и по размеру.
Наверное, каждый решает сам для себя — принципиален ли тот комфорт, который дают ручные швы, или же нет. Но в любом случае, своё очарование у неаполитанских рубашек, безусловно, имеется, и очарование это довольно сильное.
Некоторые неаполитанские бренды, выпускающие handmade рубашки:
- Anna Matuozzo
- Barba
- Cesare Attolini
- Errico Formicola
- Finamore
- Isaia
- Kiton
- Lino Sentiero
- Luciano Lombardi
- Luigi Borrelli
- Maria Santangelo
- Mattabisch
- Pino Borriello
- Rubinacci
- Vincenzo di Ruggiero