Неаполитанская рубашка

Рубашки шьют во многих городах мира, но именно неаполитанским удалось завоевать особую славу. «Рубашки, сшитые с душой» – вот какой заголовок выбрал автор книги «Джентльмен» Бернхард Ретцель для раздела о неаполитанских сорочках. Ну, с душой, конечно, рубашка может быть сшита не только в Неаполе. Главное же, что выделяет неаполитанскую сорочку среди множества конкурентов — это ручные операции, а также кое-какие другие детали, о которых я сегодня подробно расскажу.

Borriello_shirtКонечно, неаполитанские портные шили одежду вручную с давних времен. Однако история неаполитанской сорочки в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, по-видимому, не такая уж и длинная. Все известные ныне бренды неаполитанских рубашек появились только в XX веке.

Так, фирма Luigi Borrelli была основана в 1928 Анной Боррелли; Луиджи — ее сын — присоединился к делу матери в 1940-х годах, и компания стала называться Luigi Borrelli с 1957 года. Ателье Finamore было основано Каролиной Финаморе в 1925 году. Ателье Maria Santangelo — в 1953-м (угадайте имя основательницы). Pino Borriello — еще более молодая мануфактура, существует с 1980 года. Barba — с 1988-го, а Lino Sentiero — с 1999-го.

Lino Sentiero workshopНа весь мир неаполитанская рубашка прославилась лишь во второй половине XX века. Считается, что большую роль в этом деле сыграл Луиджи Боррелли. Бернхард Ретцель, например, пишет, что «Луиджи Боррели первым предложил европейским и американским торговым домам мужской одежды нечто дышащее полным анахронизмом и этим дал старт самому настоящему культу одежды из Неаполя, изготовленной вручную» (М.: АСТ, 2013, с. 59).

Luigi Borrelli 1957Мануфактура Luigi Borrelli в 1957 году (2)Даже сегодня, наверное, Luigi Borrelli остается самой известной в мире маркой неаполитанских handmade рубашек. Впрочем, во второй половине 2000-х годов качество Luigi Borrelli начало падать, и в настоящее время некоторые знатоки отзываются об этом бренде с легкой долей презрения. Сейчас на рынке даже можно найти рубашки Borrelli без ручных операций вообще; возможно, что-то шьётся специально для аутлетов. Правда, Иэн Дэниэлс, владелец магазина Shop The Finest, говорил в интервью, что у Borrelli остались рубашки с большим количеством ручных операций в линейке Royal Collection.

Luigi Borrelli Royal Collection

 

Производство

На то, чтобы изготовить рубашку с очень большим количеством ручных операций, уходит иногда более 6 часов (для сравнения: шведский производитель качественных, но полностью «машинных» рубашек Eton управляется примерно за полтора часа).

VincenzodiRuggiero_buttonholeAMatuozzo workshopAMatuozzoВпрочем, далеко не все неаполитанские рубашки отличаются большим числом ручных швов (бывают даже модели без ручных операций вообще). Минимальный набор ручных операций — это пришитые вручную пуговицы, рукава и ластовицы. Часто к этому набору добавляются сделанные вручную укрепляющие стежки на рукавах (travetti). Набор из 4 таких ручных операций можно обнаружить, например, на рубашках Barba с белыми и черными лейблами и на рубашках Finamore с белой этикеткой.

На рубашках Isaia бывают еще обметаны вручную петли. У рубашек Barba с золотой этикеткой и Finamore с темно-синей этикеткой, помимо этого, вручную пришит воротник и вручную прошиты плечи. У Kiton, Maria Santangelo, Cesare Attolini и некоторых других марок число ручных операций бывает еще больше. Иногда вручную подшивается подол рубашки и пришиваются манжеты!

Hand-rolled hem G IngleseПо мнению неаполитанцев, стандартный «джентльменский набор» включает, помимо вручную пришитых пуговиц, ластовиц и рукавов, обметанные вручную петли, пришитый вручную воротник и прошитые вручную плечи. Максимальное число ручных операций — 16. (Картинка внизу кликабельна). Помните, что длинные боковые швы никогда не бывают прошиты только вручную, ручной шов может «дополнять» машинный. Это же, кстати, касается и рукавов.

VincenzodiRuggiero_handmadeОбметать вручную петли, надо сказать — это особое искусство! На это уходит много времени, а сделать это максимально аккуратно и красиво способен далеко не каждый портной. Роль, впрочем, у этой операции скорее декоративная, эстетическая, ведь с помощью машинки можно обметывать петли очень качественно. Оскар Уайльд, впрочем, как-то заметил, что хорошо обметанная петля — это единственное звено между природой и искусством.

Обметанная вручную петля (1)Обметанная вручную петля (3)Длинные (боковые) швы любой хорошей неаполитанской рубашки прошиты в одну иглу (single-needle stitching). О том, что это такое, я рассказывал вот тут; здесь лишь замечу, что прошивать в одну иглу сложнее, чем в две, да и времени на это требуется больше. Неаполитанцы, кроме того, умудряются делать эту прошивку боковых швов поистине виртуозно! Расстояние между рядами стежков обычно составляет всего 2-2,5 мм. Плотность стежков довольно высокая, на неаполитанских рубашках она обычно варьируется от 7 до 8 штук на 1 см.

Single-needle stitching на рубашке BarbaКроме того, на любой неаполитанской сорочке вы найдете ластовицы. Практически всегда они пришиты вручную, и практически всегда они имеют треугольную форму (Isaia является исключением). Иногда ластовицы украшены фирменным логотипом/вензелем, иногда просто представляют кусочки той ткани, из которой сделана рубашка.

Ластовица на рубашке BarbaGusset neapolitan

 

Крой

В детали кроя я вдаваться не буду; скажу лишь, что неаполитанцы предпочитают не слишком узкие рубашки (не skinny), но и не настолько просторные, как самые классические американские и английские. Кроме того, они не любят вытачки (darts) — но, конечно, выпускают рубашки и с вытачками тоже, хотя и реже. Конечно, неаполитанские рубашки обычно приталиваются, причём обычно без помощи вытачек и не очень сильно.

Рубашка без вытачекСледует добавить, что для разных стран неаполитанцы часто выпускают рубашки разной «полноты». Сами итальянцы предпочитают более узкие модели, а для российского и американского рынков, например, обычно делаются более просторные.

 

Ткани

Неаполитанцы обычно используют ткани именитых итальянских производителей — например, Albini, Canclini, Grandi & Rubinelli. Чуть подробнее об этих и других производителях тканей я писал вот здесь. Ткани обычно 100% хлопковые, но неаполитанцы производят и сорочки из 100% льна, а также из смеси льна и хлопка. Отмечу, что non-iron ткани тут не в чести. Любят египетский хлопок, встречаются сорочки из очень тонких и шелковистых тканей.

AMatuozzo fabricsИногда некоторые неаполитанские бренды удивляют и выпускают сорочки с добавлением полиамида/полиэстера (подобные модели встречаются, например, у Barba). Конечно, их следует избегать.

Если же говорить о цветах и орнаментах, то неаполитанцы иногда выпускают сорочки таких кошмарных расцветок и узоров, что только диву даешься. Что же, наверное, и на них есть спрос. К счастью, классики в ассортименте неаполитанских марок все-таки больше. Но помните, что вкусу неаполитанских брендов доверяться безоговорочно не стоит. То, что именитый бренд X выпустил такую сорочку, еще не означает, что эта сорочка элегантна и безупречна.

 

Пуговицы

Настоящая неаполитанская рубашка снабжена пуговицами из натурального перламутра, обычно австралийского. Никаких пуговиц troca! Толщина пуговиц варьируется. Некоторые производители — например, Barba и Lino Sentiero — используют толстые пуговицы (около 4 мм), другие — скажем, Cesare Attolini — чуть потоньше, третьи — например, Finamore и Pino Borriello — еще тоньше. Но всегда это пуговицы очень высокого качества. У Luigi Borrelli сейчас толщина пуговиц варьируется от рубашки к рубашке, но когда-то они использовали только толстые пуговицы (4 мм). Ходят слухи, что у Borrelli сейчас бывают рубашки даже с пластиковыми пуговицами, но подтвердить их я не могу. Это весьма сомнительно; возможно, речь идет о подделках.

Толстая перламутровая пуговица на рубашке BarbaПуговицы всегда пришиваются вручную «куриной лапкой» («вороньей лапкой», crow foot). Всегда присутствует «черенок» («ножка», shank).

CrowfootCrowfoot 2Button with a shankПуговица на воротнике хорошей неаполитанской рубашки всегда будет немного меньше, чем все остальные пуговицы. Дело в том, что такую уменьшенную пуговицу на воротнике удобнее застегивать.

Верхняя пуговица меньше остальных

 

Воротник

Воротник — это важнейший элемент рубашки, и, как известно, к выбору воротника надо подходить тщательно. Неаполитанцы обожают большие, широкие воротники — 8-10 сантиметровые. Северные итальянцы предпочитают более узкие модели воротников.

Pino Borriello collarBorriello collarЛюбимая форма воротника у неаполитанцев — это spread collar, по-русски иногда называемый «акулой». Угол между концами воротника довольно широкий (тупой), но это не cutaway. С таким крупным разлапистым воротником хорошо смотрятся даже весьма большие галстучные узлы. Видимо, поэтому неаполитанские сорочки любят некоторые политики, отдающие предпочтение симметричным и довольно крупным узлам. Конечно, неаполитанцы выпускают сорочки и с другими воротниками, но вышеупомянутая разновидность наиболее характерна и популярна.

VincenzodiRuggiero_collar

 

Манжеты

Пожалуй, манжеты на пуговицах у неаполитанцев более популярны, чем манжеты на запонках; впрочем, они выпускают рубашки и с теми, и с другими манжетами. В большинстве случаев манжеты пришиваются на машинке; в этом случае хорошие неаполитанские производители обычно делают по 4 небольшие складки над каждой манжетой. В некоторых рубашках манжеты пришиваются вручную, и там получается довольно много маленьких складок.

Hand-attached cuff

 

Рукава

На любой хорошей неаполитанской рубашке рукава пришиты в конце процесса производства. Это очень хорошо видно: длинный шов на рукаве в области подмышки не совпадает с длинным боковым швом рубашки. Подобная деталь увеличивает себестоимость рубашки, но, как считается, делает ее более комфортной в носке и позволяет ей сидеть лучше. На самом деле, конечно, комфорт и посадка зависят далеко не только от этого.

Рукав, пришитый в конце (рубашка Barba)Как уже было отмечено выше, рукава на большинстве неаполитанских рубашек пришиты вручную. Однако же на самом деле там два шва: один («внешний») сделан на машинке, другой («внутренний») – вручную. Если делать оба шва вручную, то рубашку понадобится либо постоянно штопать, либо уже вскоре покупки отправлять в утиль.

Hand-attached sleeve

 

Уникальность и качество

Как нетрудно догадаться, каждая неаполитанская рубашка уникальна, так как разные рубашки шьют разные портные и шьют иногда чуточку по-разному. В чем это выражается? А хотя бы в том, что на рубашках одного и того же бренда (причём без разделения на линии) плотность стежков на ручных швах может быть несколько разной. Где-то петли могут быть обметаны чуть лучше, где-то чуть хуже. В общем, качество немного плавает — это естественная плата за такой handmade.

Hand-sewn shoulderВ интернете иногда встречаются странные заявления о качестве неаполитанских рубашек. Одно из самых загадочных, которое мне доводилось находить – «рубашки с ручными операциями служат не менее пяти лет». Я просто удивляюсь людям, которые такое пишут. Это фраза неверна уже хотя бы потому, например, что в первый же день после покупки у вас есть шанс поставить на рубашку жуткое пятно, которое невозможно вывести. А кроме того, следует помнить, что ручные швы вообще нежнее машинных — и заметно менее надежны и менее долговечны. Поэтому о какой бы то ни было 5-летней и даже годовой гарантии в случае с handmade рубашками говорить бессмысленно.

Суровая правда заключается в том, что неаполитанская рубашка ничуть не качественнее добротно сделанной английской, американской, французской и даже китайской (если мы говорим о тканях аналогичного уровня и общем уровне пошива). Более того, она, весьма вероятно, окажется менее долговечной как раз из-за ручных операций. Оно конечно, разошедшийся ручной шов на рукаве можно починить, но… следует помнить, что чудес в плане качества неаполитанские рубашки не дарят.

 

Комфорт

Распространено мнение о том, что handmade рубашки комфортнее машинных. Я с этим согласен, но не склонен придавать этому какое-то грандиозное значение. По-моему личному опыту, рубашки с вручную прошитыми плечами, вручную пришитыми рукавами и вручную пришитым воротником комфортнее рубашек, на которые вручную пришиты только рукава (в конце производственного процесса, естественно), а те, в свою очередь, чуть комфортнее рубашек, полностью сшитых на машинке.

Hand-attached collarДругое дело, что я бы не назвал такую разницу в комфорте кардинальной. Без нее вполне можно жить, и жить припеваючи. Комфорт в значительной степени зависит еще и от ткани (очень-очень сильно, я бы даже сказал), а также от того, насколько рубашка вам подходит по крою и по размеру.

Наверное, каждый решает сам для себя — принципиален ли тот комфорт, который дают ручные швы, или же нет. Но в любом случае, своё очарование у неаполитанских рубашек, безусловно, имеется, и очарование это довольно сильное.

Lino Sentiero shirt

 

Некоторые неаполитанские бренды, выпускающие handmade рубашки:

  • Anna Matuozzo
  • Barba
  • Cesare Attolini
  • Errico Formicola
  • Finamore
  • Isaia
  • Kiton
  • Lino Sentiero
  • Luciano Lombardi
  • Luigi Borrelli
  • Maria Santangelo
  • Mattabisch
  • Pino Borriello
  • Rubinacci
  • Vincenzo di Ruggiero