Многие известные бренды сегодня — это лишь имена с богатым прошлым. Подумайте: что может быть привлекательного в бренде с 70-летней историей, основатель которого давно умер, а его предприятие несколько раз переходило из рук в руки и ныне осело во владении какого-нибудь инвестиционного фонда? Конечно, на такой бренд могут работать талантливые дизайнеры, но ведь дизайнерских брендов немало, причем среди них есть и весьма бюджетные. А кроме того, совсем не факт, что нынешние дизайнеры продолжают дело основателя.
Главный актив таких брендов, думается мне — это имя. Одно или два слова, вот и всё. Если вы следующую коллекцию Dior или Calvin Klein выпустите под маркой «Вася Пупкин», то, если кардинально не снизить цены, продаваться она будет очень плохо — да-да, даже если ее «спроектируют» те же дизайнеры и если она будет сшита на тех же самых фабриках. Именно поэтому бизнесмены скупают известные марки и пытаются выжать из них максимум дохода. Они понимают, что для многих покупателей важен именно бренд, а то, что за этим брендом стоит в реальности, не всем так уж принципиально.
Но довольно предисловий — пора переходить к делу! В этом обзоре я расскажу об известных брендах, которые можно назвать распроданными легендами – о марках, от которых, строго говоря, остались лишь имена. Все они удовлетворяют целому набору критериев:
- Их основатель либо умер, либо полностью отошел от дел (от управления брендом и от дизайна вещей, которые выпускаются под этим брендом).
- Нынешние дизайнеры не имеют отношения к основателю, не были его ученикам, ассистентами или коллегами.
- Сами бренды были проданы основателем/основателями (или его потомком, семьей и так далее) и ныне принадлежат, так сказать, третьим лицам. Иными словами, эти бренды принадлежат не семьям, а крупным компаниям, для которых деньги обычно важнее традиций.
- У этих брендов либо нет и не было собственной производственной базы (собственной фабрики или ателье), либо она была закрыта и/или перемещена в другую страну, либо же в дополнение к имевшейся собственной базе была открыта другая, и большая часть продукции бренда сейчас делается на ней (как правило, размещаются заказы на чужих фабриках).
Итак, приступим!
Balenciaga. Испанский модельер Кристобаль Баленсиага основал свой легендарный Дом моды в 1919 году. Поначалу он работал в Испании, но в 1937 году переехал в Париж, где добился грандиозного успеха. Состарившись, в 1968-м году Баленсиага отошел от дел и закрыл свой Дом.
10 лет спустя бренд Balenciaga (просто бренд, одно слово!) приобрела немецкая фармацевтическая (!) фирма Hoechst. В 1986 году Hoescht продала бренд холдингу Jacques Bogart SA. В 2001 году права на имя перешли к Gucci, которая к настоящему времени стала частью холдинга Kering. В общем, ныне Balenciaga — это бренд дорогой модной одежды якобы с историей… но на самом деле он имеет, по сути, примерно столько же отношения к старому Дому Баленсиага, сколько и любой другой дизайнерский бренд хорошего уровня.
Cacharel. Эта марка была основана в 1958 году французом Жаном Буске (Jean Bousquet). Первоначальной специализацией была женская одежда, но с конца 1970-х годов фирма начала предлагать ещё и парфюм под собственной маркой, который стала производить для Cacharel компания L’Oreal.
Сегодня французская фирма Cacharel занимается продажей лишь парфюма, очков и бижутерии. Лицензию на выпуск мужской одежды под маркой Cacharel приобрела в 1995 году турецкая компания Aydilni Group. Производится эта одежда в Азии и Восточной Европе, и к Франции отношения де-факто не имеет. Качество неплохое, но в целом довольно заурядное.
Calvin Klein. Свой знаменитый бренд американец Кельвин Кляйн запустил в 1968 году. Поначалу марка занималась производством плащей. Впрочем, в дальнейшем, в конце 1970-х и в 1980-е, Кляйн прославился своими джинсами, которые сумел очень грамотно раскрутить. Реклама джинсов была весьма смелой.
В 1990-е годы производство и дизайн вещей линеек Calvin Klein Jeans и ck Calvin Klein были «отданы на откуп» фирме Warnaco Group, а в 2002 году бренд Calvin Klein был продан американской фирме PVH (Philips-Van Heusen). Некоторое время после продажи бренда Кляйн оставался главным дизайнером, но постепенно отошел от дел, и ныне он в управлении брендом не участвует. В 2013 году PVH купила группу Warnaco, и теперь весь бизнес Calvin Klein находится в её руках.
Качество нынешних товаров Calvin Klein — довольно заурядное (хотя встречаются достойные вещи); производятся они в Азии, Северной Африке, изредка в Восточной Европе. Подробнее о бренде Calvin Klein читайте здесь.
Dior. Кристиан Диор, основатель бренда, умер в 1957 году. После его смерти некоторое время коллекциями занимался Ив Сен Лоран, его главный ассистент, но после ухода Лорана дизайном стали заниматься люди, не работавшие с Диором. Ныне бренд Dior принадлежит миллиардеру Бернару Арно, который владеет и холдингом LVMH.
GANT. В 1967 году основатели этого бренда продали свой семейный бизнес, и с тех пор GANT не раз менял владельцев. Сегодня бренд принадлежит швейцарскому холдингу Maus Freres SA. Пожалуй, это тот довольно редкий случай, когда бренд никак не пострадал от перемены собственников. Подробнее о GANT читайте в отдельной статье.
Gieves & Hawkes. Это ателье ведет свою историю с 1771 года и может похвастать множеством известных клиентов. Среди них — Уинстон Черчилль, Чарли Чаплин, Адмирал Нельсон, Майкл Джексон… и это только малая часть внушительного списка.
Однако в 2002 году Gieves & Hawkes был куплен гонконгской фирмой USL Holdings Ltd, которая в 2012-м продала его другой крупной гонконгской компании — Trinity Ltd. – и в итоге марка перешла в руки китайского миллиардера Уильяма Фунга, владельца целой империи Fung Group, частью которой и является Trinity Ltd.
При новых владельцах бизнес Gieves & Hawkes был значительно расширен. Была запущена обширная линия готовой одежды и аксессуаров (производство зачастую азиатское, качество хорошее, но не идеальное), были открыты магазины в Азии… Безусловно, основная специализация Gieves & Hawkes — пошив bespoke костюмов — не была забыта, но бренд ныне сильно «размыт». Угадайте число магазинов Gieves & Hawkes в Китае. Это уму непостижимо, но факт остается фактом — их больше 100! Готовая одежда Gieves & Hawkes — это типичный luxury масс-маркет, очень модное среди современных бизнесменов направление.
Hardy Amies. Этот бренд был создан легендарным модельером Харди Эмисом, который был личным кутюрье Елизаветы Второй и написал несколько интересных книг. В 2001 году Эмис продал свой Дом. В 2008 году компания Arev Brands Group, которая владела на тот момент 49,3% акций Дома, обанкротилась. В результате бренд Hardy Amies выкупил уже упоминавшийся выше миллиардер Уилья Фунг — точнее, принадлежащая ему компания Fung Capital. Ныне Hardy Amies выпускает большие объёмы готовой одежды, которая отшивается далеко за пределами Англии. Главным дизайнером бренда является Мехмет Али.
Hawes & Curtis. Клиентами этой марки когда-то являлись Герцог Виндзорский, Фрэнк Синатра, Кэри Грант, Кларк Гейбл и некоторые другие известные личности. В 2002 году, однако, накопившая большие долги фирма Hawes & Curtis была продана Тукеру Сулейману, который, разумеется, постарался сделать её прибыльной. Сумма сделки составила всего 1 фунт, настолько там было всё плохо с финансами.
Сейчас Hawes & Curtis специализируется на готовой одежде довольно заурядного качества, которая отшивается в Азии. Нынешний Hawes & Curtis практически ничего общего не имеет с тем ателье, куда заходил Герцог Виндзорский — разве что только название.
Подробнее о Hawes & Curtis читайте в отдельной статье.
Huntsman. Это легендарное лондонское ателье было основано в 1849 году. Оно прославилось качественными (и очень дорогими) bespoke костюмами своего фирменного силуэта: сильно приталенными, c застежкой на одной пуговице, «косыми» карманами, внушительными плечами с массивными подплечниками.
В 2013 году Hunstman был выкуплен владельцем бельгийского инвестиционного фонда Пьером Лагранжем и британским дизайнером суданского происхождения Руби Эль Руби. Этот дизайнер (специализирующийся на женской одежде!) стал креативным директором Huntsman и доуправлялся до того, что в ателье в итоге практически полностью сменился персонал. В 2015 году Руби Эль Руби с поста креативного директора был снят, но факт остается фактом: ныне закройщиками Hunstman являются опытные сотрудники других ателье Savile Row… с другим фирменным стилем.
Безусловно, Huntsman и сейчас шьет качественные костюмы… но проблема в том, что очень высокие цены (чуть ли не самые высокие на Savile Row) сейчас мало чем подкреплены. И, конечно, Huntsman сейчас выпускает и готовую одежду, хотя и не в таких объёмах как Gieves & Hawkes.
Jil Sander. Джил Зандер основала свой бренд в 1973 году. В 1999 году 75% бизнеса выкупила компания Prada. Зандер еще некоторое время работала в компании, но затем ушла из-за конфликта с генеральным директором Prada. Вскоре после нее из компании ушли почти все работавшие с ней дизайнеры, и в 2001 году Jil Sander впервые за всю свою историю оказался убыточным брендом. После этого Джил пару раз на некоторое время возвращалась, но с 2013 года она уже не имеет отношения к дизайну вещей Jil Sander.
Kenzo. Японский дизайнер Кендзо Такада основал Дом Kenzo в 1970 году в Париже. В 1993 году, однако, бренд Kenzo был выкуплен конгломератом LVMH, а в 1999 году Кендзо отошел от модных дел. В Доме остались его помощники, но в 2011 году креативными директорами Kenzo были назначены Кэрол Лим и Умберто Лион, которые, как я понимаю, с Кендзо Такада не работали.
Kilgour. Вы еще не забыли Уильяма Фунга? Этот бизнесмен в 2013 году выкупил и Kilgour, английское ателье, существующее с 1882 года и когда-то специализировавшееся на классических мужских костюмах. На чем специализируется Kilgour сейчас — сказать сложно, так как в своих маркетинговых материалах этот бренд сегодня продвигает что-то глубоко дизайнерское. И, конечно, Kilgour сегодня — это не только bespoke ателье, это еще и крупный бренд готовой одежды.
Lanvin. Жанна Ланвэн открыла Дом моды в 1889 году. После её смерти в 1946 году управлять брендом стала её дочь, а после смерти дочери в 1958 году – двоюродный брат дочери, Ив Ланвэн. Впрочем, уже в 1960-х бренд выкупила компания L’Oreal, а в 2001 году он перешел к фонду Harmonie S.A., принадлежащему тайваньской бизнес-леди по имени Shaw-Lan Wang. Креативным директором стал дизайнер израильско-марокканского происхождения Альбер Эльбаз, который продержался на этом посту до октября 2015 года.
Moschino. Итальянец Франко Москино основал марку смелой дизайнерской одежды Moschino в 1983 году, но в 1994-м он погиб. До 2013 года дизайном Moschino заведовала ассистентка Франко – его коллега Розелла Джардини, но затем она отошла от дел. Еще в 1999 году бренд Moschino перешел в собственность крупной компании AEFFE Fashion Group, так что к настоящему моменту его вполне можно отнести к категории распроданных легенд.
Pierre Cardin. Французский модельер Пьер Карден создал свой Дом моды в 1950 году. Когда-то он был очень популярным и уважаемым; среди самых известных клиентов Дома можно упомянуть музыкантов группы The Beatles, которые одно время в начале 1960-х носили пиджаки от Кардена. Карден прославился не только у себя на родине (во Франции), но и в Англии, и даже в СССР.
В 1993 году лицензию на выпуск одежды под маркой Pierre Cardin приобрела турецкая фирма Aydilni Group. Все, что мы видим сегодня в магазинах под брендом Pierre Cardin — это её продукция, и делается, она, конечно, не во Франции, а в странах Азии и Восточной Европы. Качество довольно заурядное, ничего особенного. Сам Пьер Карден к этой одежде никакого отношения уже давно не имеет.
Saint Laurent. Французский модельер Ив Сен Лоран и его партнер Пьер Берже открыли свой легендарный дом моды в 1961 году; к тому времени Сен Лоран был уже хорошо известен благодаря своим работам на посту главы Дома Dior. С 1980-х, однако, он начал постепенно отходить от дел (в 2002 отошел окончательно, в 2008 умер). В 1993 году Дом Yves Saint Laurent был продан фармацевтической компании Sanofi, а в 1999 году бренд выкупила Gucci, которая ныне входит в состав холдинга Kering.
В отдельном списке стоит упомянуть известные бренды, которые тоже были проданы крупным компаниям или бизнесменам, но все же сохранили и значительную часть традиций, и производственную базу (или – по крайней мере – её существенную часть). На мой взгляд, этим они выгодно отличаются от вышеописанных марок.
Allen Edmonds — в 2013 году находившаяся на грани банкротства компания выкуплена американским инвестиционным фондом Brentwood Associates. Фабрики в США и Доминиканской Республике продолжили работу, качество и ассортимент не пострадали. Подробнее об Allen Edmonds читайте здесь.
Berluti — эту легендарную французскую марку обуви купила в 1993 году компания LVMH. Ольга Берлути осталась работать в компании; качество изготавливаемой на заказ обуви снижено не было (и ее до сих пор делают во Франции), однако была запущена линия готовой обуви, а впоследствии — и линия готовой одежды (итальянского производства).
Brioni — основанный в 1945 году бренд был выкуплен в 2012 холдингом Kering, который уже неоднократно упоминался выше. Производственная база/фабрика была сохранена. В ассортименте уже появились весьма своеобразные вещи, но основным направлением до сих пор остается консервативная классическая одежда. Снижения уровня качества за последние годы замечено не было.
Brooks Brothers — в 1988 фирма куплена компанией Marks & Spencer, а в 2001 году продана компании Retail Brand Alliance, которой владеет итальянский миллиардер Клаудио дель Веккьо. В принципе, это пограничный случай, потому что у Brooks Brothers было минимум собственного производства… но, с другой стороны, были хорошие партнерские связи с некоторыми добросовестными производителями, которые не оказались утерянными. Кроме того, философия бренда была в целом сохранена, хотя и претерпела некоторые изменения.
Подробнее о Brooks Brothers читайте здесь.
Church’s. Этот старый английский обувной бренд в 1999 году приобрела итальянская фирма Prada. Несколько позже значительную часть акций (45%) Prada продала частному инвестиционному фонду Equinox. Обувь Church’s по-прежнему полностью производится в Англии, но в ассортименте появилась линейка «пониженного качества» (City), начали выпускаться модели весьма спорного и чрезмерно модного дизайна, а цены выросли. В целом, тем не менее, у Church’s всё ещё можно найти достойную обувь… другое дело, что аналоги можно купить и дешевле.
Drake’s — в 2010 году компания и бренд были проданы английскому предпринимателю китайского происхождения Марку Чо. Креативным директором стал коллега Майкла Дрейка — Майкл Хилл. Собственное производство в Англии было полностью сохранено. Цены, однако, значительно выросли. Подробнее о Drake’s читайте здесь.
John Lobb — в 1976 году компания Hermes приобрела парижский магазин John Lobb и право на производство bespoke и ready-to-wear обуви под этим брендом. При этом лондонский магазин-ателье остался в распоряжении семьи Лобба, а компания Hermes весьма грамотно и добросовестно подошла к управлению брендом.
Turnbull & Asser — этот бренд в 1986 году куплен Али Аль-Файедом (Ali Al-Fayed). Фабрика до сих пор продолжает успешно работать; качество остается на высоком уровне; собственное производство до сих пор английское, хотя компания размещает заказы и в Италии.
Вероятно, стоит еще упомянуть английский обувной бренд Barker, который ныне принадлежит индийскому бизнесмену по имени Anil Aggarwal. Подробностей мне разыскать не удалось, так что я даже не знаю, когда он был продан. Возможно, тот факт, что обувь Barker частично производится в Индии, связан с фактом продажи бренда. В любом случае, вряд ли можно говорить, что Barker сильно пострадал от продажи: в ассортименте по-прежнему есть весьма достойная обувь по адекватным ценам… хотя сейчас у Barker встречаются и спорные по дизайну, и заурядные по конструкции модели (в том числе с клееными подошвами).
Может напишете про российских производителей обуви (Готлиб Шварц, мастера изготовляющие на заказ)?
Про Готлиб Шварц у меня желания писать нет, так как был негативный опыт с ними. Хотел у них заказать обувь, договорился о встрече, пришел к ним, а они, как оказалось, уже уехали — и трубку не брали. Причем мало того что мы договаривались — они у себя на сайте пишут, что работают до семи, а тогда было около пяти, если я правильно помню. Я не знаю, на что они рассчитывают с таким уровнем сервиса. Лично для себя я на них поставил после этого жирный крест.
Кстати, готовую обувь Готлиб Шварц заказывает в Италии, а не в России делает.
Очень надеюсь, что в обозримом будущем в деталях напишу об обуви, которую потихоньку начинает делать на заказ Penny Yard.
Если же говорить о бюджетной российской обуви, то у меня уже есть статья о Юничел — http://best-guide.ru/?p=3603 — пожалуй, в своем сегменте очень достойное соотношение цены и качества. Было, по крайней мере — что сейчас, не знаю.
Из известных мне российских производителей классической обуви могу отметить Migliori, петербургскую марку, но у них конструкция Cemented (то есть клееные подошвы).
Не знал, что Penny Yard занялись производством, блог давно не обновлялся. Известны какие-то подробности?
Пожалуй, да, кое-что могу рассказать.
Они снимают много мерок (естественно, с обеих ног) в положениях сидя и стоя; вытачиваются индивидуальные колодки (но не из дерева, а из пластика); изготавливается макет для примерки (клееные подошвы, простенькая кожа), при необходимости после примерки макета вносятся коррективы — в общем, это полноценный bespoke. Обувь делается вручную, она hand-lasted и hand-welted; подошва с рантом тоже сшивается вручную. Closed channel stitching. Насчет возможности fiddle waist не уверен. Выбор кожи, ниток пока довольно узкий (хотя, может, уже расширяется). Есть образцы museum calf от Ilcea.
Выпускать готовую обувь (RTW), насколько мне известно, Penny Yard пока не планирует.
Цена вопроса? Качество?
Актуальные цены советую спрашивать у Дмитрия Клочкова (dk @ pennyyard.com). Цены зависят от кожи, модели и так далее. Могу сказать, что цена в любом случае будет значительно ниже, чем у английских обувщиков, но по мнению большинства россиян, скорее всего, она окажется чрезмерно высокой.
По качеству… пока что я не могу точно ответить на этот вопрос, но когда смогу — тогда напишу. Впрочем, я видел пару сделанных мастерами туфель — весьма достойно, на мой взгляд. Это была копия одной из моделей Allen Edmonds — на мой взгляд, финишинг явно лучше, чем у Allen Edmonds, ну и ручной работы однозначно больше (Allen Edmonds — machine-welted, machine-lasted, да и шов на подошве, кстати, у Allen Edmonds открытый).
Добрый день! Трудно не заметить, что автор этого сайта занимается лоббированием английских и итальянских брендов, а также сотрудничает с российскими ритейлерами. хотелось бы видеть объективные и независимые статьи. хотя конечно в целом не плохо. можете добавить например швейцарский бренд Bruli
Добрый день!
Трудно не заметить, что кое-кто не слишком много думает перед тем, как написать комментарий. Если бы Вы дали себе труд внимательно посмотреть материалы на сайте, то обнаружили бы, что я «лоббирую» прямых конкурентов — это касается и брендов, и ритейлеров. Кроме того, среди брендов, о которых я пишу — не только итальянские и английские (есть, например, и французские, и американские, и часто я советую испанские). Не говоря уже о том, что лучший отзыв о магазине написан вовсе не о бутике, принадлежащем российскому ритейлеру. Кого я лоббирую в статье, под которой Вы соизволили оставить Ваш комментарий — вообще загадка.
Абсолютно объективную информацию Вам выдаст только компьютер, но могу сказать, что я стараюсь писать как можно более объективно. На сайте нет ни одной заказанной или тем более проплаченной статьи. Вы можете видеть в статьях только мое мнение (оно, конечно, субъективное, но это не мешает ему быть независимым), иногда саммэри по мнениям покупателей/участников форумов, а также набор фактов и мнений авторитетных людей.
Кроме того, круг статей не ограничивается материалами о брендах и каталогами брендов. Есть большое количество статей о тканях/коже, конструкциях одежды/обуви, всевозможных деталях, пуговицах, признаках хороших вещей. Кого, интересно, я лоббирую в статье о признаках хорошей рубашки/брюк/туфель и так далее? Чего более объективного (чем эти статьи) Вы хотите? Если Вам мерещится лоббирование чьих-либо интересов, то попробуйте выпить таблеточки от паранойи или отправляйтесь на другие сайты, возможно, где-то найдете более «объективные и независимые статьи».
Кстати, особенно мило видеть ссылку на бренд прямо рядом с обвинениями в лоббировании. Трудно не заметить, Игорь, что Вы занимаетесь лоббированием бренда Bruli. «Хотя конечно в целом бренд не плохой». И можете не стараться отвечать — я Вас забанил. Редко кто может настолько вывести меня из себя, как это сделали Вы. Желаю, чтобы всю Вашу оставшуюся жизнь (а я надеюсь, что она будет оооочень долгой) Вас постоянно бы обвиняли в продажности и предвзятости.
Дмитрий, здравствуйте!
Вы, я смотрю, не на шутку разошлись из-за этого Игоря. По-моему, это просто тролль.
Спасибо за интересную статью. Спасибо, что лоббируете честные марки и качественную одежду и обувь 🙂
Очень интересная информация про Penny Yard — давно присматриваюсь к ним. Ребята производят впечатление добросовестных и увлеченных своим делом. Было бы интересно узнать Ваше мнение об их bespoke обуви, конечно, если Вы станете обладателем оной.
Можете что-то сказать о питерской мастерской Needlane and Birch (Needlanebirch.com)? У себя в инстаграме они пишут про рантовый метод крепления подошвы.
Спасибо.
Иван, добрый день!
Спасибо за поддержку!
В целом, на мой взгляд, сайт Needlane and Birch внушает оптимизм (хотя название, конечно, странноватое). С другой стороны — по сайту непонятно, чем их готовая обувь за 25 тысяч лучше, например, обуви Berwick за 18 тысяч. Где они ее делают — тоже вопрос. У себя или заказывают где-то в Европе, как Gottlieb Schwarz?.. Информации об обуви немного, о коже — почти нет (если отбросить слова насчет эксклюзивности и экзотичности).