В этой статье я расскажу о том, какими бывают замша и нубук, и как, из чего их могут делать. Технических подробностей будет не очень много, и я постараюсь писать как можно проще… хотя мир замши простым назвать сложно!
Для начала скажу, что у любой шкуры есть две стороны. Лицевая – та, на которой росла шерсть; та, которая была открыта окружающей среде. Внутренняя – та, что примыкала к плоти. При этом многие шкуры являются довольно толстыми (а иногда и очень толстыми), и зачастую они разделяются на два слоя (а иногда и на большее количество слоев). Нижний слой (или слои) называется спилком – split leather, как говорят англичане и американцы. Естественно, спилок ценится ниже, чем верхний слой (и ниже, чем кожа из шкуры, которая не разделялась на слои).
Нубук (nubuck) всегда делается либо из цельной шкуры, либо из выделенного верхнего слоя. Лицевая сторона обрабатывается специальными образом и шлифуется до появления шершавости и своеобразного ворса. Так как «зерно» стирается, то для создания нубука часто используются шкуры с разнообразными дефектами поверхности, которые удаляются в процессе обработки.
Топсайдеры из нубука от бренда Rancourt.
Замша (suede) может делаться из цельной шкуры, из выделенного верхнего слоя и из спилка. Самой распространённой и доступной по цене, разумеется, является замша из спилка – split suede. Производители обуви и других вещей происхождение такого рода замши практически никогда не афишируют. Однако не стоит думать, что она непременно плохая. Обувь с верхом из split suede может оказаться долговечной и выглядеть вполне симпатично.
Фрагмент ботинок из замши типа split.
Замша из спилка бывает приятной на ощупь и комфортной в носке. Вот что говорит о ней Джастин Фитцпатрик, основатель бренда J.FitzPatrick Footwear и блога The Shoe Snob Blog:
Я бы сказал, что в наши дни большая часть замшевой обуви – это обувь из замши, полученной из спилка (split leather), так как, честно говоря, использование замши типа full-grain для обуви по розничной цене менее 600 фунтов экономически нецелесообразно. Я тестировал full-grain замшу и замшу из спилка – оба варианта от Charles F. Stead – и, честно говоря, я не почувствовал большой разницы, в то время как full-grain вариант в два раза дороже варианта из спилка и делает туфли в конечном счете очень дорогими.
Замша из спилка, которую выпускает Charles F. Stead, на мой взгляд, очень хорошего качества. Я ношу свои туфли из замши табачного цвета (никогда не обрабатывал их спреями) и, бывало, они намокали до той степени, что замша становилась черной, но после высыхания они вновь становились приличными. Ворс у замши из спилка короче и не такой шелковистый на вид, как у full-grain замши, однако я бы сказал, что такая особенность full-grain замши меня даже отпугивает, потому что эту шелковистость легко испортить, в то время как короткий ворс имеет склонность стареть лучше. Замша full-grain, конечно, выглядит симпатично, но она не стоит денег, которые за неё просят, на мой взгляд.
Ниже представлена фотография моих туфель, которые сделаны из замши из спилка. Они были куплены почти шесть лет назад. Носились только в сухую погоду и в помещениях. Как можно видеть, они хорошо сохранились и выглядят вполне достойно даже в не самом молодом возрасте. Незадолго до этой съёмки они обрабатывались спреем Saphir Renovetine, который я рекомендую для питания, восстановления, обновления и защиты замши.
Туфли из замши типа split.
Как можно понять по словам Джастина Фитцпатрика, замшевые модели бренда J.FitzPatrick Footwear сделаны именно из split suede. Замшу такого типа используют и Loake, Astorflex, Berwick, Barker и ещё многие другие бренды. Crockett & Jones применяет замшу split для пошива туфель и ботинок основной линии (Main Line), а full-grain замшу – для пошива моделей из линейки Hand Grade.
Туфли из замши типа split от J.FitzPatrick Footwear.
Full-grain замша делается из шкуры, на которой сохранена лицевая сторона, но лицевой стороной full-grain замши является слегка «мохнатая» внутренняя сторона шкуры (изнанкой, соответственно, служит бывшее «лицо» шкуры). Иногда такую замшу называют терминами reverse calf (если речь о замше из шкуры телёнка), reverse Kudu (если речь о замше из шкуры антилопы Куду), reverse suede / reverse grain suede (более общий термин) и flesh out. Как утверждает Crockett & Jones, лучший вариант в случае со шкурами телят – замша reverse из шкуры 4-6 месячного телёнка.
Туфли Crockett & Jones из замши full-grain.
На замшевой обуви unlined (без подкладки) вы иногда можете увидеть лицевую замшевую сторону и кожаную внутреннюю – вот это и означает, что соответствующие туфли были сшиты из замши full-grain (для того, чтобы быть уверенным на 100%, проверьте, впитывает ли внутренняя сторона воду). Если внутренняя сторона тоже замшевая, а подкладки нет, то это означает, что туфли или ботинки сшиты из замши split.
Туфли, сшитые в том числе из full-grain замши.
Full-grain замша; её оборотная сторона видна на заднем плане (немного размыто).
Full-grain замша ценится выше замши типа split и стоит дороже. Как уже сказал Джастин Фитцпатрик, она отличается более длинным, шелковистым, переливающимся и красивым ворсом, но при этом Джастин утверждает, что эту шелковистость легко испортить, и что split suede стареет лучше. Здесь я должен заметить, что встречаются и другие мнения, согласно которым full-grain замша долговечнее и предпочтительнее замши split. Однако американский обувщик D.W. Frommer II, известный своим суровым подходом к оценке качества, в недавно созданной Джастином ветке на Styleforum.net не стал подвергать сомнению его слова о практичности и, если можно так выразиться, целесообразности замши из спилка.
Замша типа split от дубильни Charles F. Stead и сделанные из неё ботинки бренда Allen Edmonds.
Тони Гацьяно, сооснователь обувной марки Gaziano & Girling, относится к замше из спилка прохладно и даёт следующий комментарий:
Мы использовали замшу из спилка, но предпочитаем full-grain вариант, так как он прочнее, у него более тонкий, изысканный ворс, и он более приятен и роскошен на ощупь.
Туфли Gaziano & Girling из замши типа full-grain.
Австрийский бренд Zonkey Boot у себя на сайте отмечает ещё вот какой нюанс:
Very generally speaking split suede partly loses the leather’s natural ability to stretch because this capacity is linked to the grain layer of the leather and this layer has been split off. We mostly use reverse grain suede made from calf or, if a thicker leather is required, from small cows.
Перевод:
Если говорить в очень общих чертах, то замша из спилка частично теряет природную способность кожи растягиваться, потому что эта способность связана с самым внешним слоем шкуры, который на такой замше отсутствует. Мы чаще всего используем замшу reverse из шкур телят или, если требуется большая толщина, из шкур небольших коров.
На практике это означает, что full-grain замша может оказаться более эластичной, гибкой и комфортной, чем split замша. Crockett & Jones говорит о том же, отмечая большую пластичность и податливость full-grain варианта, а также большую глубину и игру цвета. Если вы спросите моё мнение, то я скажу, что у меня имеются эспадрильи La Maison de L’Espadrille с верхом из замши из спилка, и вот этот верх у них, на мой взгляд, весьма комфортен, гибок и податлив (большего мне не надо). К нему я придраться никак не могу (но там проблема в стельке из посредственной кожи, о чём я рассказывал несколько месяцев назад).
Туфли из замши full-grain. Antonio Meccariello.
Кроме того, замечу, что reverse замша может быть и довольно грубоватой. Она не всегда благородная и особо шелковистая! Возьмите, например, ботинки Red Wing из reverse suede. Они не кажутся изысканными. Почему? Я думаю, что дело здесь в толщине шкуры. Crockett & Jones для своих туфель Hand Grade использует замшу из тонких шкур 4-6 месячных телят, а Red Wing — замшу из более толстых шкур (очень вероятно, что уже и не телят даже, а коров). И получается, что тактильные ощущения и визуальная картина зависят не только от типа замши, но и от возраста животного, толщины шкуры (в скобках замечу, что толщина reverse замши варьируется от 1 до 2 и более миллиметров). Помимо этого, роль играет и вид животного. Скажем, замша из шкуры антилопы Куду вряд ли будет выглядеть настолько благородно и элегантно, как замша из шкуры телёнка.
Фрагменты ботинок Red Wing из замши типа full-grain / reverse.
Далее. Граница целесообразности использования full-grain замши в 600 фунтов, про которую говорил Джастин Фитцпатрик, мне кажется завышенной. Совершенно точно можно приобрести туфли или ботинки из full-grain замши по значительно более низкой цене. Скажем, американская фирма Rancourt предлагает обувь из reverse замши по цене от 250 долларов США, испанская компания Carmina – от 238 евро, а английская фирма Tricker’s – от 395 фунтов (включая НДС). Я подозреваю, что Джастин имел в виду: 1) самые изысканные варианты full-grain замши; 2) цену в рамках своего бизнеса (а он, как известно, фабрикой не владеет и поэтому не может продавать туфли по тем же ценам, что бренды, принадлежащие фабрикам).
Лоферы Rancourt из замши типа reverse (325 долларов). Это замша из шкуры антилопы Куду; она менее изысканная на вид, чем full-grain замша из шкур молодых телят.
Причина, по которой full-grain замша стоит дороже full-grain кожи, заключается в том, что она требует дополнительных расходов на производство. Если вы возьмёте обычную full-grain кожу, то увидите, что её оборотная сторона визуально и тактильно отличается от full-grain замши. Чтобы добиться шелковистости, бархатистости и красоты, требуются дополнительные процедуры, повышающие себестоимость. Помимо этого, я предполагаю, что толстая reverse замша из шкур коров или уже не очень-то молодых телят стоит заметно дешевле тонкой и изысканной reverse замши из шкур молодых телят.
Причина, по которой split замша может быть хорошим выбором, а «классическая» кожа из спилка – нет, заключается вот в чём. Для того чтобы сделать из спилка классическую кожу с характерной гладкой фактурой, вам нужно одну из сторон спилка кардинально преобразить, добавив тонкий синтетический слой и создав фактуру искусственно (или обойдясь без фактуры, но с глянцем). Замшу из спилка синтетикой преображать не надо, поэтому она не так «страшна».
Стоит добавить, что качество full-grain замши может варьироваться, и качество split замши тоже может варьироваться. Британская фирма Crockett & Jones отмечает, что для туфель из своей основной коллекции она использует наиболее плотную split замшу со «здоровой структурой волокон» (healthy fibre structure). Не исключено, что в некоторых случаях снимаемый со шкуры верхний слой является очень тонким и отбраковывается из-за множественных дефектов, так что в итоге из шкуры (если речь о телёнке) получают только split замшу. Скорее всего, чем выше полученная split замша находилась к поверхности шкуры, тем она лучше (при прочих равных).
Для большей устойчивости к внешним воздействиям высококачественная замша может обрабатываться специальным образом на дубильне, что может отражаться на её цене и долговечности.
Одним из индикаторов приличного качества замши может служить имя британской дубильни Charles F. Stead, клиентами которой являются Loake, Barker, Meermin, Hiro Yanagimachi, Cheaney, J.FitzPatrick Footwear, Grenson, Carmina, Berwick, Alden, Alfred Sargent, Allen Edmonds и многие другие марки (однако не стоит делать далекоидущие выводы и предполагать, что вся замшевая обувь этих марок делается из замши Charles F. Stead – например, сотрудники Loake говорили мне, что используют не только её). Charles F. Stead производит как full-grain замшу (Janus), так и split вариант (Repello).
Туфли Crockett & Jones из full-grain замши Janus от дубильни Charles F. Stead.
Кроме того, среди производителей хорошей замши можно упомянуть дубильни Bonaudo (Италия), Degermann (Франция), Ilcea (Италия), S.B. Foot Tannery (США), Sciarada (Италия).
Замша от дубильни Sciarada. Made in Italy.
Некоторые марки обуви, использующие замшу reverse / full-grain: Alden, Antonio Meccariello, Carmina, Crockett & Jones (только линия Hand Grade), Foster & Son, Gaziano & Girling, Rancourt, Red Wing, Santoni, Stefano Bemer, Tricker’s, Viberg, Zonkey Boot. Внимание: в ассортименте некоторых из указанных марок могут быть и модели из замши split.
Заметка на полях: не исключено, что после изучения фотографий выше вы находитесь в некотором замешательстве. Я специально подобрал разноплановые фотографии, чтобы показать всю сложность и неоднозначность каких-либо обобщений.
Необходимо добавить, что в России замшей традиционно называли то, что в западных странах называли chamois, то есть кожу особого жирового дубления, бархатистую с обеих сторон. Она отличается мягкостью, эластичностью, гибкостью, но для классической обуви её не используют. Как отмечает Тони Гацьяно, chamois попросту слишком мягкая и потому не годится для более или менее структурированной обуви, которую выпускает Gaziano & Girling. Этот материал больше подходит для перчаток, некоторых других аксессуаров и одежды. Тут же для полноты картины замечу, что замша и нубук, в отличие от chamois, проходят не жировое дубление, а хромовое (в большинстве случаев) или растительное (гораздо реже).
Перчатки Hestra, сделанные из chamois из оленьей шкуры.
То, что называют замшей почти все продавцы и покупатели – и то, что в англозычных странах обозначают словом suede – в России было принято называть велюром. Кто-то и сейчас придерживается такой терминологии, и потому существует путаница. Лично я предпочитаю использовать западную терминологию и «отталкиваться» от неё.
Жирование
И замшу, и нубук можно прожировать, промаслить. Пожалуй, жированный нубук (oiled nubuck, nubuck-oil) встречается чаще, чем жированная замша. Разумеется, жирование придаёт материалам устойчивость к влаге, дождю и снегу, но необходимо помнить о том, что со временем материалы подсыхают и нуждаются в восстановлении жировой пропитки.
Туфли Alden из промасленного нубука.
Лоферы Berwick из промасленной замши.
Происхождение шкур
Чаще всего для создания замши и нубука используются шкуры коров и телят (второй вариант обычно является более дорогим, мягким, элегантным). Кроме того, изредка попадаются изделия из оленьей замши (кто-то считает её более благородным вариантом, а кто-то говорит, что не видит принципиальную разницу). Наконец, следует упомянуть замшу и нубук из шкуры южноафриканской антилопы Куду (Kudu), которые выпускает уже упоминавшаяся выше дубильня Charles F. Stead. Они являются достаточно мягкими, гибкими и прочными. Внешний вид у нубука Куду довольно своеобразный (на любителя); замша из шкуры Куду обладает более стандартной внешностью.
Нубук из шкуры антилопы Куду. Charles F. Stead.
Классическим сырьём для chamois является шкура серны, но сегодня, конечно, гораздо чаще на этот материал идут шкуры других животных (оленей, овец, ягнят).