Некоторые люди задают подобные вопросы или же делают умозаключения, подразумевающие положительный ответ, и поэтому я решил написать статью, посвящённую оценке качества тканей на вид и на ощупь.
Для начала скажу, что дело это сложное, и чтобы дать более или менее точную оценку, нужно обладать большим опытом, а также знаниями. Если опыта и знаний не очень много, то вы можете оценить качество ткани при наличии информации о её основных характеристиках и производителе, причём это должна быть достоверная информация. Иногда может быть достаточно только сведений о производителе (к примеру, Alumo и Carlo Riva не выпускают даже ткани среднего уровня, не говоря уже о плохих); иногда может быть достаточно только характеристик, если вы доверяете тому, кто их излагает (к примеру, вряд ли вы найдёте посредственную и уж тем более плохую ткань из хлопка Giza 45 или из сертифицированного хлопка Sea Island WISICA).
Теперь представим, что нет информации о производителе, да и о характеристиках остаётся лишь гадать (состав типа «100% хлопок» мало о чём говорит). Как в таком случае оценить ткань? Да, можно пощупать её, можно тщательно рассмотреть, но очень мало кто способен дать более или менее точную оценку качества и уж тем более определить характеристики.
Я вспоминаю ситуацию из ателье Igor Pronin. Когда-то я заказывал там рубашку и в процессе заказа, конечно, выбирал ткань. У них было много тканей в наличии, но без характеристик, без указания производителя; было лишь известно, что они из Италии. И вот смотрели мы одну ткань. Я спросил: «известны ли какие-то характеристики (кроме состава); какой это хлопок, например?». Григорий Пронин сказал что-то вроде следующего: «вы знаете, а вот есть такой хлопок Sea Island. Может быть, это он?». Тут мне пришлось ответить, что, во-первых, ну не похоже на него, а во-вторых, если бы это был настоящий Sea Island, то они эту ткань предлагали бы явно по другой цене. Затем подключился Игорь Пронин – владелец ателье и закройщик, обладающий большим опытом. Он сказал что-то вроде следующего: «в Италии очень любят египетский хлопок и, вероятно, это он». Тут уже сложно было спорить, потому что это действительно мог быть египетский хлопок… другое дело, что есть ряд разновидностей египетского хлопка, и разница между ними может быть значительной, весьма серьёзной.
«Поведение» той ткани, что я в итоге выбрал, примерно соответствовало моим ожиданиям. Это не та ткань, которую использовали бы Cesare Attolini или Kiton, но и совсем не та ткань, из которой сшили бы рубашку New Yorker или Pull & Bear.
Несмотря на то, что мои знания о рубашечных тканях являются довольно обширными, я не в состоянии дать точную оценку качества ткани и предсказать срок её службы, просто посмотрев на неё и пощупав её. Да, я могу дать какие-то комментарии, могу попытаться оценить ткань, могу определить явно посредственную или кошмарную ткань, могу распознать что-то великолепное (не всегда), но при отсутствии информации о производителе и/или характеристиках точную оценку качества я дать не в состоянии в ряде случаев.
Как я уже говорил в предыдущих статьях, на качество ткани влияют ряд факторов, включая скорость работы ткацких станков, особенности финишинга, особенности производства и обработки пряжи, а также, разумеется, особенности сырья. Что это означает на практике? В частности, то, что подавляющему большинству покупателей некая вещь А на полке магазина может показаться отличной, некая ткань Б может показаться очень хорошей… но в процессе эксплуатации (особенно в ходе стирок) она может довольно быстро деградировать.
Процитирую один из постов нью-йоркского портного-рубашечника Александра Каббаза:
The new goods feel great. Simply double or triple the loom speed and halve the price. Simply double or triple the loom speed and X-tuple the microscopic breaks in the yarns which remain invisible until the X-th wash. <…> I’m not interested in feeling the goods off the roll. Let me feel them after the fiftieth wash, please. That is, if there’s anything left to feel.
Новая ткань на ощупь замечательна. Секрет прост: увеличьте скорость работы ткацкого станка вдвое, втрое или ещё сильнее – и уменьшите цену вдвое. В этом случае сильно увеличится количество микроскопических повреждений нитей, которые не будут заметны до какой-то там стирки. <…> Я не хочу щупать ткань сразу после выхода с фабрики. Дайте мне пощупать её после пятидесятой стирки, пожалуйста… если, конечно, ещё осталось, что щупать.
Как уже говорилось в статье про финишинг, довольно средненькую ткань (или трикотаж), могут сделать более приятной тактильно при помощи специальной обработки (обычно с использованием каких-то химикатов, которые, впрочем, могут быть безвредными… или почти безвредными). Знающий человек, конечно, отличит тактильные ощущения от такой ткани с хитрым финишингом от тех ощущений, что испытываются в процессе ощупывания ткани действительно высокого класса. Отличите ли вы, я не знаю. Для получения такого умения как минимум надо прощупать десятки разных тканей разного уровня и с разными характеристиками, причём желательно сравнивать по крайней мере некоторые из них face-to-face, чтобы оценить и понять разницу. (Любопытно, что иногда значительно более дешёвая ткань воспринимается некоторыми людьми как более дорогая; к примеру, я иногда даю клиентам возможность сравнить образцы тканей, и бывало, в частности, что сравнительно недорогую азиатскую ткань non-iron ставили выше итальянской ткани Thomas Mason типа 2х2 из экстрадлинноволокнистого хлопка).
Мне вспоминается один из разговоров с Василием Мунтяном, основателем российской фирмы «Рубашка на заказ». Он рассказал, что они испытывали ткани какой-то китайской компании, которые были вполне нормальными на вид и на ощупь, но начинали достаточно быстро деградировать в ходе стирок. При этом не надо думать, что любая ткань любой китайской фирмы – это дрянь. Например, та сорочка, что «Рубашка на заказ» сделала для меня три с лишним года назад, сшита именно из китайской ткани – я сам её выбрал. Ткань достаточно приличная. Это, конечно, не Alumo и не Thomas Mason, но она меня в итоге не разочаровала. (В скобках замечу, что это была не самая дешёвая ткань из ассортимента «Рубашки на заказ», и я не рискну давать комментарии относительно качества многих их тканей).
Я вовсе не хочу сказать, что бессмысленно пытаться оценивать качество ткани по внешнему виду и тактильным ощущениям. Такие попытки имеют смысл, тем более что вам всё равно нужно понять, нравится ли вам ткань тактильно и визуально. Однако точная оценка уровня ткани только по внешнему виду и тактильным ощущениям – дело сложное. При этом тактильные ощущения тоже важны, особенно если речь идёт в первую очередь о тканях от малоизвестных производителей. К примеру, если какая-то фирма А выпускает ткань из пряжи 2-ply с номером 120, то не факт, что эта ткань качественнее, чем ткань от фирмы Б из пряжи 1-ply с номером 60. Почему? Выше я уже говорил, что значение имеют ещё и сырьё, финишинг, скорость работы станков. Трогая, рассматривая и щупая ткань, профессионалы (да и любители тоже!) могут компенсировать недостаток информации в спецификациях.
Что ещё стоит вспомнить? Деним. Наличие контрастной кромки selvedge можно рассматривать как один из признаков качественного денима, но это не гарантия высокого качества (кроме того, не перепутайте настоящий selvedge с его имитацией, которая встречается на некоторых изделиях кое-каких итальянских производителей – в частности, Tramarossa и Incotex / я не хочу сказать, что эти фирмы используют посредственные ткани, но всё же полезно уметь отличать настоящий selvedge от декоративного). Отсутствие кромки selvedge не означает, что качество низкое или посредственное; оно может быть и хорошим. Что же касается тактильных ощущений, то высококачественный деним может быть как приятным на ощупь, так и грубым, жестковатым.
Если уж речь зашла о грубоватости и жестковатости, то стоит вспомнить и Harris Tweed (твид Хэррис). Он тоже на ощупь кажется не изысканным и нежным, а шершавым и как раз грубоватым. Некоторые люди даже удивляются, пощупав его. Что это?! Это высококачественный традиционный шотландский твид, который может прослужить очень долго (но замечу в скобках, что его качество всё же варьируется). Есть, разумеется, и высококачественные шерстяные ткани, которые значительно приятнее на ощупь. Впрочем, самые приятные и самые нежные экземпляры нередко оказываются недолговечными. К примеру, ткани super 180s и тем более 200s, 250s весьма приятны на ощупь, но высокой износостойкостью они похвастать не могут. А бывает и золотая середина: шерстяные ткани, приятные с точки зрения практически всех людей и вместе с тем долговечные.
На всякий случай добавлю, что некоторые люди пытаются определить, относится ли ткань к типу 1-ply, 2-ply или 3-ply, обращая внимания на группировку нитей в ткани. Группировка нитей не имеет отношения к типу / кручению пряжи! У таких людей поплины обычно оказываются 1-ply, а ткани oxford – 2-ply или 3-ply. Не допускайте подобного рода промахи (и не думайте, что оксфорд непременно качественнее поплина). Если же вас интересует, как отличить 1-ply ткань от 2-ply, не обладая спецификациями, то я не смогу вам помочь. Невооружённым глазом это сделать вряд ли удастся.
Оксфордское плетение: нити в данном случае сгруппированы по две штуки (но возможны и другие варианты); что же касается 2-ply, то этот термин означает, что каждая нить на самом деле представляет собой две нити, туго скрученные вместе.
хорошо, выскажу своё скромное мнение. Ну, наверное, как минимум 20% читателей этого сайта это люди с достатком выше среднего и ++. Это судя по комментариям, т.к. подавляющее большинство товаров, которое здесь упоминают , мне и не по карману, и вообще не заинтересовали бы своей , в том числе ценой… Вот о чём я хотел сказать: мол сколько времени прослужит та, или иная вещь, пускай рубашка. Т.е. получается, что человек с достатком, могущий легко купить/заказать себе рубашку от 300+€, учитывает фактор носкости? Тогда получается, что мне придётся всю жизнь носить скажем 50 рубашек, и ходить в одинаковом все эти годы? Или же, если я хочу носить разные вещи, и имею средства, плюс мне нравится выглядеть по разному (условно), менять вещи, то фактор «носкость» выглядит сомнительно… Или я чего-то не догоняю. Купить рубашку, могущую служить 10+ лет при условной стирке раз в неделю (~50 раз в год)? Хотя большинству моих рубашек, из 30+, 10 лет как минимум. Математика хорошая штука, я сейчас посмотрел 2 рубашки, которые прошли минимум 20 стирок, Eterna и Pure.Выглядят как новые, хотя эти две от Eterna Самая тонкие из которых у меня есть, просвечиваются, хоть и темные. То есть 50 стирок я думаю для них не предел, наверное, лёгкие стирки, фасон «прополаскивание». С другой стороны, если я приобретаю себе, то «ощупь» играет Важнейшую роль, я же буду носить, не сосед. Главное чтобы по возможности натуральная. Хотя вот одна рубашка Eden Park лишь на 2/3 хлопок, но на ощупь меня устраивает, и при носке. Так что тут куча нюансов если честно.
Человек, покупающий рубашки за 300 евро, может учитывать срок их службы и вопросы износостойкости, а может и не учитывать. Люди бывают разными. Ходить в одинаковом до конца жизни вряд ли придется, так как все равно какие-то вещи выходят из строя, покупается что-то новое. Более того, покупать сразу 50 ультракачественных рубашек с прицелом на ношение до конца жизни — не самая хорошая идея, так как можно ведь и заметно похудеть или потолстеть. Как бы то ни было, даже 50 рубашек необязательно ведь будут одинаковыми.
согласен, мне просто процитированный комментарий Каббаза запомнился, типа: … хотел бы я посмотреть, как эта рубашка будет выглядеть после 50 стирок… Мне так кажется (не более), что 50 стирок, это МИНИМУМ для любой рубашки, но… Тут есть факторы, как то: какая стирка, частота и тп. Я почти специально ходил к другу, чтобы сравнить наши практически одинаковые рубашки, купленные в один день, 08/2014, одна модель, один принт, цвет частично разный. Рассматривал внимательно, моя выглядит новее, т.к. я её только полоскал вручную, мылом, он стирал в машине, и он носил с галстуком, я галстуки не ношу. У него на сгибе воротника уже заметно «начало конца», на моей таких следов нет, хоть видно, что не новая. Моя прошла не менее 100 полосканий, может раза три и стирал. Состав хлопок 96%, эластан; марка Pure, сделано в Македонии. И у него уже запасной пуговицы нет. И я так понял, чем жёстче воротник, тем быстрее он износится. Не знаю, влияет ли глажка на износостойкость, но мои рубашки утюг видят не часто (кроме лета), а воротники вообще редко, кроме если уж конкретно помяты, что бывает редко.
Есть рубашки, которые не вынесут 50 стирок. Есть рубашки, которые их вынесут, но при этом заметно деградируют внешне. Что касается частоты стирок и параметров стирок, то да, это весьма важные нюансы. Скажем, если стирать рубашку при 60 градусах, то она (при прочих равных) прослужит заметно меньше, чем точно такая же рубашка, которую стирали при 30 градусах. И есть другие нюансы: сушка, особенности глажения, факт использования отбеливателей (которые тоже бывают разными), режим стирок (скажем, если вы просто полоскали вручную и не тёрли, это явно щадящий режим)… Про жёсткость воротника говорили в комментариях под другой статьей: да, тоже оказывает влияние. И манера глажения воротника оказывает влияние: например, если отглаживать его под мощным паром, он меньше прослужит.
Каббаз в своих постах и статьях предполагает грамотную машинную стирку и грамотное глажение после каждой стирки.
Добрый день!
Всегда с настороженностью (даже недоверием) относился к ателье Пронина, а после прочитанного даже думать о нем теперь не хочу. Ателье, которое позиционирует себя довольно высокого уровня, не знает характеристики тканей из которых они шьют одежду. А ведь это должно от зубов отскакивать. Очень прискорбно!!!