Я сейчас смотрю сериал All Creatures – Great and Small, который был снят в конце 1970-х годов по книгам йоркширского ветеринара Джеймса Херриота (настоящее имя – Альфред Уайт; действие в книгах происходит в конце 1930-х – 1940-х годах). Сам сериал очень британский, и в процессе его просмотра можно любоваться на типичные предметы британского country гардероба.
Вдоволь на все эти вещи насмотревшись, я наконец собрался и решил опубликовать большую статью, посвященную британскому загородному стилю (country). Разумеется, источниками информации послужили и различные книги и статьи – я не стал ограничиваться одним сериалом уже хотя бы потому, что в нём ничего не говорится об истории британского сельского гардероба.
Сразу скажу, в статье речь идёт только о мужской одежде.
История
Прежде всего необходимо заметить, что сельский стиль состоятельных людей (в первую очередь аристократов) с давних времен значительно отличался от стиля крестьян, фермеров, рыбаков. Если первые могли позволить себе дорогую одежду, сшитую на заказ у портных – например, камзолы, а позже сюртуки – то вторые довольствовались простыми вязаными вещами из толстой шерсти, которые для них делали жены или другие родственники. Одежды массового производства, как известно, долгое время не существовало, она получила широкое распространение лишь в XIX веке.
Конечно, пару сотен лет назад вязаная одежда была тяжелой, толстой и жестковатой, но зато теплой. Для нее использовалась добротная жесткая шерсть, а сами свитера вязались очень плотно, ведь они должны были обеспечивать защиту от холода и ветра при очень долгом пребывании на открытом воздухе (в том числе и в море, если речь шла о свитерах для рыбаков). Свитера того времени не очень-то были похожи на современные изделия из тонкой мериносовой шерсти и кашемира.
Классический британский стиль country начал формироваться не так уж давно – в середине XIX века, когда графиня Кэтрин Данмор (Catherine Dunmore) решила сшить твидовые куртки для своих егерей. Кэтрин вообще вложила немало усилий в продвижение шотландского твида, и благодаря ей он завоевал популярность среди британских аристократов. Вскоре появилась специфическая одежда для охоты – твидовый норфолкский пиджак, названный (предположительно) в честь герцога Норфолкского. Поначалу такие пиджаки носили с мешковатыми бриджами (knickerbockers) и сапогами, а позднее – с непарными брюками.
Другой моделью, популярной среди аристократов в начале XX века, был твидовый пиджак, скроенный специально для верховой езды – hacking jacket (подробнее о нём читайте здесь). Несколько позже, в 1920-е годы (согласно Бернхарду Ретцелю), распространились уже всем привычные твидовые пиджаки, очень похожие на современные.
Тогда же, в 1920-е годы, благодаря американцу Джесси Лангсдорфу появились галстуки современного типа; а галстук, между прочим – это важный аксессуар британского country гардероба. Впрочем, история традиционного британского галстука в его более или менее современном варианте началась несколько раньше – в 1880-х годах. А за три десятилетия до этого стали распространяться резиновые сапоги, один из важнейших атрибутов британского сельского стиля.
Говоря о британской обуви, необходимо упомянуть и броги – туфли и ботинки с перфорацией. Традиционно считается, что их изобрели шотландские и ирландские фермеры, работавшие в болотистой местности (или, возможно, охотники). Через маленькие дырочки из ботинок могла свободно выливаться вода, что было важно при хождении по болотам. Кроме того, это дырочки обеспечивали свободную циркуляцию воздуха, что было важно, если ноги намокли.
Со временем, однако, перфорация на туфлях и ботинках стала декоративной. При этом, как пишет Джош Симс, «броги не утратили своих сельских корней, и до начала XX века эти долговечные туфли носили лесники и егеря; однако на пороге новой эпохи на броги обратили внимание джентльмены – тогда они надевали их только за городом и обычно для занятий спортом» (М.: Азбука-Аттикус, 2012, с. 94). Так броги вошли в загородный гардероб аристократов и других состоятельных людей.
Вообще говоря, можно обнаружить любопытные взаимосвязи между джентльменско-аристократической и крестьянско-фермерской одеждой. Скажем, ботинки-броги и вязаные вещи вошли в джентльменский гардероб из простонародного, а пиджаки, костюмы и галстуки стали доступны людям из нижних слоев общества уже после того, как их облюбовали джентльмены. Однако нельзя забывать о серьезных отличиях в исполнении изделий: стоит ли говорить, что бюджетные пиджаки делаются совсем не так, как дорогие, а броги шотландских фермеров XVIII века очень сильно отличались от современных «джентльменских»?..
Как бы то ни было, в первой половине XX века – в том числе благодаря появлению более доступной готовой одежды – произошла «демократизация» аристократического стиля country; такую одежду стали носить и люди более скромного происхождения, но добившиеся определенного успеха – например, получившие образование и хорошую работу. Скажем, должность ветеринара в сельской практике.
Фермеры и работники на фермах, однако, обычно предпочитали более простую одежду и обходились без галстуков. В уже упоминавшемся сериале All Creatures – Great and Small это хорошо видно. В ряде случаев, по понятным причинам, фермеры обходятся и без пиджаков, ограничиваясь простыми рубашками и жилетами.
Следует рассказать и о сельской верхней одежде, ведь в её роли выступали не только твидовые пиджаки, но и другие вещи. Вощеные куртки, ставшие одним из символов country гардероба, ведут свою историю с середины XIX века. Сырьём для них служил египетский хлопок, из которого ткали 2-ply ткани, пропитываемые льняным маслом. Поначалу такие куртки носили моряки, но позднее они вошли в гардероб фермеров, егерей и даже мотоциклистов. С 1930-х годов вместо льняного масла стали использовать парафиновый воск.
Фирма Barbour, которая ныне является самым именитым производителем вощеных курток, была основана в 1894 году, но широкую и всемирную популярность завоевала позднее, ближе к 1980-м годам, получив первую королевскую гарантию в 1974-м. Джош Симс считает важной датой 1980 год, когда Barbour выпустила каталог с фотографией, на которой «появился новый образ: горожанин, предпочитающий загород, но не такой, где нужно вставать с первыми петухами и идти разгребать навоз в хлеве, а загород с поместьями и полноприводными внедорожниками» (М.: Азбука-Аттикус, 2012, с. 16).
Было бы ошибкой думать, что в качестве верхней одежды британцы в сельской местности носили исключительно толстые твидовые пиджаки и вощеные куртки. В ходу были и плащи-дождевики – макинтоши (хотя вовсе необязательно бренда Mackintosh). Джеймс Херриот, например, в своих произведениях неоднократно упоминает макинтош, причем описывая события как конца 1930-х, так и 1950-х годов. Джош Симс замечает, что макинтош «в конце XIX — начале XX века в городе носили довольно редко. Как и твидовый пиджак, его надевали в сельской местности, ведь по правилам того времени он считался исключительно функциональным предметом одежды, а отнюдь не модным» (с. 41).
Во второй половине XX века британский загородный стиль стал испытывать значительное влияние других культур — в частности, американской. Уже в 1964 году Харди Эмис писал о том, что «в загородную моду проникло множество новых веяний. У молодых людей загородный отдых обычно ассоциируется лишь с джинсами и обтягивающими свитерами… все чаще мужчины, желая расслабиться, снимают галстуки, поэтому все популярнее становятся тонкие трикотажные рубашки, известные под названием рубашки-поло» (М.: Слово, 2012, с. 125).
При этом, правда, Харди Эмис писал и о растущей в 1960-х годах популярности твида. Однако сам сельский стиль сильно менялся, а его приверженцы начинали стареть. Я вспоминаю Джеймса Уайта, сына Альфреда Уайта (того самого Джеймса Херриота), который в биографии своего отца писал о том, что как-то в жаркий летний день пришел на работу без галстука, а Дональд Синклер (которого Херриот изобразил в своих книгах под именем Зигфрида) заявил ему, что такой вид позорит профессию ветеринара. Дело было как раз в 1960-х годах.
К настоящему времени, конечно, галстуки стали еще менее популярными, обувь на ранту уступает место обуви с вулканизированными подошвами, а позиции джинсов значительно укрепились (что и неудивительно: они практичнее вельветовых брюк). Нынешний сельский британский гардероб, пожалуй, заметно отличается от типичного сельского британского гардероба столетней и даже шестидесятилетней давности. Очень немногие люди продолжают одеваться в традиционном стиле; при этом те же твидовые пиджаки сейчас зачастую носят и в городе, где смешение стилей становится очень популярным.
В общем, несмотря на легендарную британскую консервативность, традиционный британский сельский стиль, на мой взгляд, уверенно уходит в прошлое – под руку с разоряющимися и продающимися британскими фирмами, которые не в силах соперничать ни с дешевой китайской одеждой, ни с итальянским маркетингом. Одна из последних потерь — разорившийся производитель шотландского трикотажа Hawick Knitwear, сокративший большинство работников и несколько месяцев назад купленный гонконгской группой Lyber 2016.
Особенности британских вещей в стилей country
Сельская одежда должна обеспечивать хорошую свободу движений, необходимую, например, на охоте или при интенсивной физической работе. Типичные британские вещи в стиле country скроены с учетом этого требования. Пиджаки со складками на спине, мешковатые рубашки, удобные и не слишком узкие брюки – все эти вещи были призваны обеспечить комфорт при разного рода занятиях на открытом воздухе.
Другое необходимое требование к country одежде – это выносливость, прочность, износостойкость, хорошая защита от ветра, дождя и холода. Неудивительно, что в сельской местности Британии получили распространение пиджаки и костюмы из тяжелого вида, толстые вельветовые брюки, добротные башмаки со штормовым рантом и на двойной подошве, а также теплые шерстяные кепки, вощеные куртки и рубашки из плотного хлопка (иногда с добавлением шерсти).
Наконец, еще одна характерная особенность типичных предметов сельского британского гардероба – это их цветовая гамма. Цвета и оттенки максимально приближены к природным: разнообразные коричневые тона, бутылочно-зеленый, грязновато-серый и серовато-зеленый, рыжевато-коричневый, мшистый… Как тут не вспомнить Харди Эмиса, который, рассказывая о загородной одежде, писал: «идея проста: одевайтесь в природные тона, чтобы не пугать фазанов» (М.: Слово, 2012, с. 125).
Типичные вещи, цвета и орнаменты
Твидовые пиджаки и костюмы – преимущественно коричневых, зеленоватых и сероватых тонов. В ходу весьма тяжелые ткани – вплоть до 24 oz. (подробнее о весе ткани читайте здесь). На рукава пиджака могут нашиваться кожаные заплатки, так как ткань на локтях нередко протирается в первую очередь, а в сельской местности живут в основном люди практичные. Карманы могут быть косыми (жокейскими).
Есть несколько орнаментов, типичных для твида; перечислю некоторые из них. Во-первых, это ёлочка (herringbone) и её варианты с дополнениями – например, большой клеткой «оконная рама» (windowpane).
Во-вторых, собственно «оконная рама».
В-третьих, собачий клык (houndstooth). Он тоже может снабжаться дополнениями – например, той же «оконной рамой».
В-четвертых, пастушья клетка (shepherd’s check) и её вариант glenfeshie (красно-рыжая крупная рамка поверх пастушьей клетки).
Наконец, в-пятых, это хаотичное вкрапление цветных или невзрачных «глазков». На твиде может не быть никакого орнамента, но он все равно не будет казаться совершенно однотонным.
Пожалуй, стоит упомянуть пиджаки и из другого материала – бедфордского корда (bedford cord). Эта ткань очень прочная, тяжелая, износостойкая и невероятно теплая. К вельвету отношения не имеет. Как пишет Бернхард Ретцель, «весомая плотность материала делает его пригодным для очень холодной погоды, но в хорошо отапливаемом офисе носить бедфорд-корд практически невозможно; пиджаки из этой ткани обречены на то, чтобы пережить своих владельцев» (М.: АСТ, 2011, с. 125).
Одной из характерных британских моделей твидовых пиджаков является так называемый hacking jacket – пиджак для верховой езды. Он довольно длинный, приталенный и с расклешенной «юбкой», снабжен застежкой на три или четыре пуговицы, косыми карманами и дополнительным карманом «для билета» – ticket pocket. Сидя на лошади, такими косыми карманами пользоваться удобнее, чем обычными. Пуговицы у классических моделей делаются из рога или из кожи. Воротник может быть снабжен хлястиками и пуговицами, так что пиджак можно наглухо застегнуть, защитив грудь от ветра и холода. Соответствующий вариант воротника называется Ghillie.
Норфолкский пиджак (Norfolk jacket) мог бы стать отдельной темой для разговора. Типичный экземпляр показан на фото ниже; следует заметить, что такая одежда используется только для охоты. Как замечает Майкл Антон, «карманы со складками (для патронов), накладные плечи (чтобы смягчать отдачу ружья), встречные складки на спине (облегчающие прицеливание), характерные для норфолкских пиджаков, очаровательны, но если у вас нет поместья в горах Шотландии, где вы регулярно стреляете куропаток, в подобной одежде вы рискуете стать посмешищем» (М.: Добрая книга, 2008, с. 163).
Переходим к рубашкам. Как правило, это модели из 100% хлопка или смеси хлопка и шерсти – однотонные или в клетку тэтэсол (tattersall). Клетка может быть разных масштабов, фон обычно бежевый или кремовый, а полоски, образующие клетку – цветные. Однотонные рубашки – светлые, но не сверкающие белизной. Воротники — non-fused.
Следующий типичный предмет британского country гардероба — вельветовые брюки оливковых, зеленых и коричневых тонов. Вельвет добротный, довольно тяжелый – разумеется, в идеале британского производства (например, от фирмы Brisbane Moss). Кроме того, брюки могут быть сшиты из кавалерийского твила или молескина. В любом случае, брюки не слишком короткие: они полностью закрывают носки и часть ботинок, чтобы ветер и дождь не причиняли неудобств голеням. Талия высокая.
Трикотажные вещи тоже занимают важное место в сельском гардеробе британцев. Это свитеры и жилеты, обычно с V-образным вырезом. Однотонные или с узорами типа Fair Isle. Материал – плотная шерсть, обычно ягнячья (lambswool). Более аристократичные вещи могут быть изготовлены из 100% шотландского кашемира. Типичные цвета – весьма сдержанные, не слишком яркие: например, бутылочно-зеленый, винно-бордовый, темно-коричневый. Впрочем, узор Fair Isle может быть выполнен и в ярких, жизнерадостных красках.
Еще одна характерная британская трикотажная вещь – это свитер Гернси (Guernsey), который делается из добротной, но жестковатой шерсти. Цвет – обычно темно-синий, хотя сейчас встречаются и другие варианты. Для такого свитера характерны небольшие разрезы по бокам, декоративная вязаная отделка вдоль некоторых швов и краёв, узкие проймы с ластовицами и умеренно высокий воротник. Называется этот свитер в честь одноименного острова, расположенного в проливе Ла-Манш. Именно там в XVI веке впервые стали делать такие свитера.
Переходим к верхней одежде. Здесь стоит упомянуть в первую очередь вощёные и стёганые куртки – самым известным их производителем, конечно, является Barbour (самая классическая модель – Beaufort; другие классические варианты – Bedale, Northumbria, Moorland). Классический цвет – грязно-зеленый с оливковым, коричневым или сероватым оттенком. Вощёные британские куртки, как правило, довольно длинные и просторные. Они отлично защищают как от дождя, так и от ветра, и от холода. Модель Beaufort хорошо подходит для охоты, так как снабжена большими карманами, в которых можно хранить патроны, а также объёмным карманом для дичи на спине с практичной нейлоновой подкладкой, которая легко чистится.
Кроме того, нужно упомянуть плащи-дождевики (макинтоши, хотя и вовсе необязательно от фирмы Mackintosh). Оригиналы делаются в Шотландии и промазываются резиной, так что «дышат» очень посредственно. Воротник может быть сделан из вельвета (вельветовый воротник, кстати сказать, весьма характерен для британской сельской одежды).
Кажется, с одеждой уже более или менее разобрались, теперь можно приступить и к обуви. Классической country обувью в Британии являются ботинки-броги на толстой (двойной) кожаной подошве и со штормовым рантом (конструкции storm welted или veldtschoen; подробнее о конструкциях обуви читайте здесь). Типичным цветом для загородной обуви является коричневый. Стоит заметить, что в настоящее время широкое распространение получили и ботинки на резиновой подошве, в том числе вулканизированной.
Другая характерная country обувь — это высокие резиновые сапоги зеленоватых тонов или просто черные/темно-серые. В Британии их называют wellington boots, а иногда просто wellies. Вероятно, самым известным производителем является фирма Hunter, клиентами которой являются и члены британской королевской семьи.
Аксессуаров в британском сельском гардеробе немного, и самыми бесполезными с практической точки зрения, наверное, являются галстуки. Обычно их делают из тусклого шёлка, иногда с добавлением шерсти. Самые популярные варианты узоров: диагональная полоска и охотничьи орнаменты типа фуляр (например, множество маленьких лис, зайцев или оленей). Галстучные узлы – небольшие, узкие.
Переходим к головным уборам. Очень популярны твидовые кепки. Они бывают разных оттенков коричневого, серого и зеленого цветов, иногда с орнаментами в клетку.
Более аристократичный головной убор в стиле country – это шляпы «трилби» (trilby), довольно мягкие, удобные и не слишком формальные. Как правило, коричневые.
Наконец, стоит упомянуть и мягкие твидовые шляпы, еще менее формальные, чем шляпы «трилби». Они бывают опять-таки в основном коричневых тонов, но иногда сероватых и зеленоватых.
Особые случаи
Понятие «британский загородный стиль» весьма широкое, и выше было описано его основное воплощение. Однако есть и кое-какие другие. В качестве примера можно привести королевские скачки в Аскоте, куда требуется надевать визитку (morning coat) и цилиндр. Правда, здесь стоит заметить, что для посещения прочих скачек обычно достаточно твидового костюма и шляпы трилби.
Другим примером может служить классическое облачение для игры в крикет: светлые свободные брюки, белая рубашка и белый свитер объёмной вязки с контрастными темными элементами и большим V-образным вырезом.
Некоторые британские бренды, предлагающие одежду, обувь и аксессуары в классическом британском загородном стиле
- Alfred Sargent (обувь)
- Barbour (одежда)
- Barker (обувь)
- Bookster (пиджаки, костюмы)
- Cheaney (обувь)
- Cordings (одежда, аксессуары)
- Corgi (носки, трикотаж)
- Crockett & Jones (обувь)
- Eribe (трикотаж)
- Grenson (обувь)
- Hanna Hats (головные уборы; стоит заметить, что это единственный ирландский бренд в списке)
- Herbert Johnson (головные уборы)
- Hunter (резиновые сапоги)
- John Laing (трикотаж)
- Johnstons of Elgin (трикотаж)
- Loake (обувь)
- Lock & Co. (головные уборы)
- Pakeman (одежда и аксессуары)
- Purdey (одежда, аксессуары, обувь)
- Sanders (обувь)
- Tricker’s (обувь)
- William Lockie (трикотаж)
Дмитрий, спасибо за Ваш бесценный труд!
Прошу добавить классические Ирландские головные уборы Hanna Hats, Original Montgomery делают толстые свитера из шерсти, вощеные куртки, производство Британское.
С нетерпением жду статью про дафлкот.
Добра Вам!
Спасибо за комментарий!
Hanna Hats добавил (хотя это ирландский бренд, но головные уборы типичные и для Британии). Original Montgomery все же не могу назвать производителем одежды в классическом британском country стиле. Трикотаж у них, конечно, толстый, но всё же в основном в другой стилистике.
До дафлкота со временем доберусь, скорее осенью… но думаю, что Вы о дафлкотах знаете больше меня 🙂
Кcтати, к какому стилю отнести дафлкоты, я даже и не знаю… На ум приходит словосочетание «британский military»… 🙂
Многие вещи перекочевали в наш гардероб из военной формы, например тренч, бушлат и т.д.
Но сегодня дафлкот — это скорее повседневная гражданская одежда.
В отличие от меня вы пишите статьи) Буду рад предоставить любую информацию по теме)
Спасибо за статью!
А вы не в курсе, случаем, имели ли какое-то практическое применение double/triple welts boots? Или это сугубо модная приблуда? Речь про коричневые ботинки Гренсон.
И присоединяюсь к ожиданию статьи про duffle coat 🙂
Мое сугубо личное мнение: этот triple welt на некоторых ботинках Grenson — именно что «модная (дизайнерская) приблуда». Хороший способ лишний раз засветиться в журналах и fashion-блогах. Считаю, что конструкции Veldtschoen или Norwegian Welted вполне достаточно для защиты от влаги (если же речь о длительном хождении прямо в воде, то тут стоит обратить внимание на резиновые сапоги). Сомневаюсь, что ботинки с тройным рантом вообще производились, скажем, сто лет назад. Точно не знаю, конечно, но я нигде об этом информации не находил.