Около года назад я опубликовал большой материал о неаполитанских рубашках, а сегодня наконец-то собрался рассказать и о неаполитанских галстуках. В большинстве своем это очень качественные изделия. Они сильно отличаются друг от друга по узорам и расцветкам, но имеют ряд общих черт. Однако статью я начну не с описания этих черт, а с небольшой исторической секции.
История
Возможно, вы помните, что неаполитанские рубашки — в их современном виде – ведут свою историю с начала XX века. Похоже, что и история неаполитанских галстуков начинается примерно в то же время. Хотя старейшая неаполитанская фирма, выпускающая галстуки, была основана в 1780 году (это Cilento), долгое время она занималась исключительно тканями, а собственное ателье открыла только в начале XX века. Другие неаполитанские марки галстуков были основаны либо в те времена (Marinella в 1914 году, Calabrese – в 1924-м), либо гораздо позже (например, Cappelli – в 1995 году).
Следует заметить, что неаполитанцы не были изобретателями галстуков, и, как я писал в статье о неаполитанском стиле, на развитие их портновской школы сильное влияние оказали англичане. Более того, как пишет Кэролайн Кокс, «на рубеже XX века джентльмены Неаполя были англофилами, если речь шла об одежде» (М.: ЭКСМО, 2014, с. 208), а Майкл Дрейк как-то ехидно заметил, что самые элегантные неаполитанцы хотят выглядеть по-английски (подробнее см. подборку цитат Майкла Дрейка).
Впрочем, и сами англичане были не чужды иностранным влияниям. Скажем, после того как в 1922 году американец Джесс Лэнгсдорф внес усовершенствования в конструкцию галстука (см. патент 1923 года), англичане последовали его примеру (благо изобретения были полезным и способствовали увеличению жизни галстука). Фактически, именно 1922 год и является годом рождения современного галстука. С тех пор менялись только отдельные его параметры.
Однако несмотря на то, что американцы стали изобретателями некоторых очень полезных технологий (и это не только новый крой галстука – это, например, ещё и машины для прошивки обуви конструкций Goodyear и Blake), лидерами в области мужского стиля долгое время оставались именно англичане.
Эудженио Маринелла, основатель самого известного неаполитанского бренда галстуков, вдохновлялся именно творениями английских портных и ткачей и привез из Англии огромное количество тканей. Маурицио Маринелла – внук Эудженио – продолжает традиции деда и закупает для производства своих галстуков исключительно английские шелковые ткани. Впрочем, другие неаполитанские бренды – например, Calabrese – активно используют и итальянские материалы.
Международную популярность неаполитанские галстуки начали завоевывать в середине XX века – по-видимому, благодаря итальянским политикам. Именно в те времена бренд Marinella начал становиться престижным во всем западном мире: по словам, Кэролайн Кокс, «в 1948 году лейбл получил желанную рекламу, когда первый президент Итальянской Республики Энрико де Никола начал появляться в галстуках E.Marinella» (c. 208).
Постепенно Marinella удалось заполучить внимание лидеров многих государств: эти галстуки носили президенты Франции, Италии, США и других стран; а кроме того, среди клиентов бренда были (и остаются) не только политики, но и известные бизнесмены и творческие люди (подробнее см. статью «Культовая вещь: галстук Marinella»). Со временем свою нишу на рынках Европы, Америки и Азии завоевали и другие бренды неаполитанских галстуков – например, E.G.Cappelli.
Производство
Все неаполитанские марки, предлагающие галстуки, можно разделить на два типа. Первый – бренды, для которых галстуки являются основным направлением (например, Cappelli, Marinella, Calabrese). Второй – бренды, для которых галстуки являются дополнительным направлением (например, Kiton, Isaia, Cesare Attolini). Если бренды первого типа делают галстуки исключительно сами, то вот некоторые бренды второго типа заказывают производство галстуков у специализированных мануфактур или ателье.
Типичный неаполитанский галстук делается почти полностью вручную. Так, ткань для него кроится вручную; задний шов выполняется вручную и закрывается ручными укрепляющими стежками — закрепками (travetti). Закрепки могут быть как скромными и маленькими (например, у Calabrese), так и крупными, тщательно вышитыми (например, у Barba). Это зависит от производителя.
Для соединения трех частей галстука при помощи коротких швов обычно используются управляемые вручную машинки. Петля и лейбл пришиваются вручную; кроме того, галстук вручную отпаривается.
Время, которое уходит на пошив одного галстука ручной работы, варьируется от производителя к производителю; кроме того, оно зависит от модели галстука и объёма работы (например, если кончики подшиваются вручную, времени уходит больше). По словам Маурицио Маринелла, у Marinella уходит в среднем 45 минут на один галстук. Если говорить о верхней и нижней границах в случае с галстуками ручной работы, то они составляют приблизительно 35 и 60 минут соответственно (источник).
Типичные черты неаполитанского галстука
Есть несколько взглядов на то, каким должен быть истинно неаполитанский галстук. Например, Свен Рафаэль Шнэйдер, главный редактор The Gentleman’s Gazzette, утверждает, что типичный неаполитанский галстук делается из принтованной лёгкой шёлковой ткани, обладает простой конструкцией в 3 сложения и подкладкой не снабжается вовсе, а 7-fold’ы и 6-fold‘ы – это товары в основном для туристов из США и других стран (источник).
Представитель галстучного ателье A.Quaranta Locatelli, однако, придерживается другого мнения и говорит, что 7-fold’ы и 6-fold’ы покупают не только туристы. По его словам, для Неаполя типичны галстуки ручной работы в 6 сложений, шириной 8-9 сантиметров, снабженные подкладкой из того же материала, что и основная часть галстука (такие галстуки по-английски называются self-tipped ties). И действительно, вы можете найти много таких моделей в ассортименте Barba, Isaia, Kiton, Luigi Borrelli и других неаполитанских марок (в том числе, разумеется, и A.Quaranta Locatelli).
Кстати, про ширину галстука нужно рассказать подробнее. Будучи поклонниками широких лацканов и крупных воротников на рубашках, неаполитанцы по понятным причинам предпочитают довольно широкие галстуки. Вряд ли вы найдете неаполитанский галстук уже 8 сантиметров, а максимальная ширина ныне составляет 9,5-10 сантиметров. Пожалуй, для типичного неаполитанского галстука характерны 9-9,5 сантиметров, но в настоящее время заметна тенденция уменьшения ширины до 8-8,5 сантиметров.
В своей книге «Костюм» Майкл Антон комментирует вопрос ширины галстука следующим образом. Он пишет, что итальянцы «по широте душевной нередко злоупотребляют шириной галстука. И хотя в остальном их галстуки относятся к лучшим в мире, выбирать их следует осторожно, только если ширина не превышает 10 сантиметров – это крайний предел, допустимый приличиями» (М.: Добрая книга, 2008, с. 174). Думаю, что в данном случае он имеет в виду именно неаполитанцев; северные итальянцы крайне редко выпускают галстуки шире 8,5 сантиметров.
Как я уже отмечал выше, типичный неаполитанский галстук сделан почти полностью вручную, и это тоже очень важный момент. Не менее важен и материал подкладки: если она есть, то неаполитанский портной, скорее всего, взял для неё тот же шёлк, что использовался для основной части галстука. Соответствующие галстуки называются self-tipped, а сам факт того, что подкладка сделана из того же материала, по-русски обозначается мудреным словом «самоармирование».
Кроме self-tipped, неаполитанцы выпускают и untipped галстуки – то есть те, в которых подкладка отсутствует. Здесь следует иметь в виду, что подкладка (lining) и прокладка (interlining) – не одно и то же; в self-tipped галстуках нет именно подкладки, а вот прокладка (невидимая взору покупателя) обычно имеется; делается она из шерсти или хлопка. Кончики untipped галстуков неаполитанцы практически всегда подшивают вручную руликом (по-английски такие кончики называются handrolled).
Галстуки в 7 сложений – всегда untipped и handrolled; прокладка у них отсутствует. Шёлка на такие галстуки уходит очень много, а потому стоят они дорого, и делают их далеко не все производители. Вы можете найти соответствующие модели у Finamore и Cappelli. На многих галстуках Isaia вы найдете лейбл 7-fold, но на самом деле это галстуки 6-fold (в шесть сложений).
Переходим к тканям, расцветкам и орнаментам. Хоть представитель A.Quaranta Locatelli в одной из тем на Styleforum.com и говорил, что неаполитанские галстуки отличаются особой стилистикой, описать её конкретными словами он не смог. Вы можете охарактеризовать неаполитанские галстуки технически (как я это попытался сделать выше), но описать их эстетически очень сложно. Всё дело в том, что они чрезвычайно разнообразны.
Скажем, Marinella предпочитает английский принтованный шёлк со скромными, сдержанными орнаментами, а у Barba вы можете найти галстуки из яркого итальянского шелка-жаккарда с довольно необычными узорами. Более того, часто ассортимент очень сильно варьируется даже у одного бренда: например, дать какую-то общую характеристику дизайну галстуков Luigi Borrelli или Calabrese невозможно! В конце концов, даже летняя и зимняя коллекция сильно отличаются друг от друга.
Если попробовать сделать хоть какое-то обобщение, то обнаружится, что неаполитанцы используют для своих галстуков преимущественно итальянские и английские шелковые ткани; кашемир, лён, шерсть и смеси этих материалов тоже в ходу, но распространены меньше, чем шёлк. Если говорить об орнаментах, то, пожалуй, неаполитанцы больше любят узоры типа фуляр; полоска пользуется меньшей популярностью, а клетка встречается очень редко.
Некоторые неаполитанские бренды, предлагающие галстуки:
- A.Quaranta Locatelli
- Barba
- Calabrese
- Cappelli
- Cesare Attolini
- Cilento
- Errico Formicola
- Finamore
- Francesco Marino
- Giorgio Napoli
- Isaia
- Kiton
- Luigi Borrelli
- Marinella
- Riviera
- Rubinacci
- Ulturale
Кроме того, кое-какие галстуки, сшитые в Неаполе (и по-неаполитански) предлагает скандинавский бренд Berg&Berg.
Дмитрий, в который раз спасибо за детальные материалы.
Справедливости ради — ни на галстуке Marinella, ни на Calabrese у меня закрепок travetti нет (модели трёхслойные self-tipped). Либо несколько раз захваченная обыкновенная нить, либо более плотный шнур. Зато есть на галстуке из… Henderson! Такие вот превратности судьбы и миграция качества.
Дмитрий, это скорее к вопросу о том, насколько итальянское слово travetti соответствует русскому слову «закрепки». Вообще слово travetto в итальянском языке в основном используется для обозначения балок, брусов и перекладин.
И на галстуке Marinella, и на галстуках Calabrese я вижу то, что считаю закрепками 🙂 Да, это не массивные штукенции как у галстуков Luciano Barbera или Barba, но это явно закрепляющие элементы, выполненные вручную, пусть и из обыкновенной нити.
Что касается качества, то я очень сильно сомневаюсь, что вид закрепок имеет практическое значение… хотя если задаться целью разодрать галстук и забыть про существование ножниц, то с галстуком Luciano Barbera придется повозиться чуть дольше, чем с Calabrese 🙂 Но при нормальном использовании галстука вполне достаточно простых закрепок, на мой взгляд.
Я не то чтобы называю закрепки единственным или главным мерилом качества галстука, конечно. 🙂
Словом travetti в данном случае (надеюсь, что прав) обозначаю узелковые закрепки, выполненные по аналогии с пуговичными петлями, как на приближенных фото из поста. Вот их-то на гластуках Marinella и Calabrese нет. Выполнены те закрепки, что есть, безусловно, вручную, но согласитесь, что несколько стежков на месте против ровного ряда узелков — пусть и не огромная, но заметная разница в трудоёмкости.) Имел в виду только её.
И, собственно, удивлялся тому, что элитные мировые производители этими деталями уже не озабочиваются, а совершенно массовые, да ещё и российские — взялись. Разницу в стоимости двух брендов трудоёмкостью и технологиями больше не объяснить, что немного расшатывает положение «элит», на мой взгляд. В Казальнуово или в Гуаньчжоу тётушка делала ручные стежки мне лично не так важно, честно говоря, если эти стежки ничем не отличаются.
Только что отредактировал соответствующий абзац — чтобы, так сказать, убрать возможную двусмысленность и не создавать лишних ожиданий у тех, кто рассчитывает на массивные закрепки 🙂
Наличие массивной закрепки не позволяет сделать сколь-либо точный вывод о качестве галстука. Не только у Marinella и Calabrese, но и у Drake’s весьма простые закрепки. А Drake’s считается одним из лучших производителей галстуков в мире.
Более того, массивные закрепки Вы можете увидеть на галстуках, задний шов которых делается на машине. Пример — галстуки немецкой фирмы Laco: http://www.laco-krawatten.de/b2b/images/head.jpg
Вроде бы крутая закрепка, верно? А теперь — сюрприз.
https://www.youtube.com/watch?v=iUG65GgREtA
На 47 секунде Вы можете видеть, как сотрудница кладет галстук в машину, которая известна как Liba machine. На то, чтобы прошить задний шов, у машины уходит всего пара секунд. Liba имитирует неравномерность, которая получается при ручном шитье, но ее шов, как правило, жестче.
Изготавливаются ли эти закрепки, которые видны на галстуке Laco, на специальных машинах? Весьма вероятно. Я сомневаюсь, что кто-то специально их вышивает, в то время как галстук прошивается на машинке.. да и если это ручная вышивка, то странно, почему этот момент не запечатлен ни в одном из видео, где фигурирует производство Laco…
Я встречал немало недорогих галстуков с красивыми крупными закрепками, но…боюсь, что их делали не тетушки, а машины.
Ну вот яркий пример: 580-590 рублей, микрофибра 100%, большие закрепки:
https://www.wildberries.ru/catalog/1206184/detail.aspx
https://img2.wbstatic.net/big/new/1200000/1206184-5.jpg
https://www.wildberries.ru/catalog/2458580/detail.aspx
Это интересно, спасибо! После галстуков за 600 рублей пересмотрел отношение к закрепкам конечно.))